На сцене архангельского Фестиваля летней книги «Белый июнь» состоялась презентация сборника «Детское время» (изд. «Молодая гвардия», 2022).
Книга состоит из 16 рассказов современных литераторов – среди нет ни одного детского писателя. Зато есть, к примеру, рассказ Эдуарда Лимонова, написанный незадолго до смерти специально для журнала «Юность» – «пронзительный рассказ о послевоенном детстве», как охарактеризовал его составитель и автор сборника – писатель Сергей Шаргунов.
– Эта книга посвящается всем, кто остается детьми. Читая ее, я начал лучше понимать детей собственных, – признался С. Шаргунов.
Один из авторов, известный писатель Андрей Геласимов рассказал о своем забавном столкновении с «высокомерием молодости» и призвал в любых обстоятельствах искать общий язык с детьми: «Дети — это там самая среда, которая будет решать все важные вопросы в ближайшие 20-30 лет, и закрывать на это глаза равносильно самоубийству». А писатель Алексей Варламов, ректор Литературного института, подчеркнул: не бывает писателя без детской травмы, и в своих биографических изысканиях (Варламов – автор восьми блестящих жизнеописаний русских писателей в серии ЖЗЛ) он всегда обращает на это особенное внимание. В последней работе писателя – «Розанов» – детству героя тоже уделено немалое место.
Обсудили специфику межколенческих конфликтов, подростковый антиродительский шовинизм, «птичий язык» подростков и мемасики как новую семиотику (постигать которую жизненно необходимо), а также принципы яснополянской педагогики, феномен советского дачного детства и новгородского мальчика Онфима, которому, собственно, эта книга и адресована. Его школьные «рисунки на промокашке», точнее, на берестяных грамотах, драконы, чудовища, рыцари, драки, – пришедшее к нам прямиком из XIII века знание о том, что природа детства как «самого подлинного времени человеческой жизни» (С. Шаргунов) остается прекрасно неизменной, ее не в силах разрушить ни река времен, ни высокие технологии, ни бешеные мемасики и эмодзи.
О том и книга.