Как работает испытательный стенд большой литературы

Татьяна Соловьева, заместитель главного редактора «Юности», на фестивале «Красная площадь» рассказала о нынешней жизни легендарного журнала.

В 1961 году, в Прибалтике Василий Аксенов вышел из гостиницы — и увидел: весь пляж сплошь покрыт желто-оранжевыми журнальными обложками. Читали «Юность». Читали его «Звездный билет». Картина, с одной стороны, фантастическая, с другой — неудивительная: именно от «Юности» с ее эмблемой — элегической девушкой Красаускаса – ждали сенсационных публикаций. Каждый новый номер ожидали с нетерпением, отсчитывая дни, обсуждали жадно, спорили, ссорились. Прогрессивная, ориентированная на свежие силы, поиск новых тенденций и стилистик, «Юность» много лет была производителем самых блестящих литературных репутаций. «Юности» особенно удавалось чувствовать и предвосхищать дух времени, каждый раз совершая «тончайшую работу», — угадывая момент, когда можно ввести в литературный обиход новые имена, ранее малопредставимые в легальной печати. Так появился, например, в «Испытательном стенде» (рубрика Кирилла Ковальджи) впервые напечатать Нину Искренко, Юрия Арабова, Ивана Жданова, Александра Парщикова — поэтов «новой волны».

В девяностые с «Юностью» произошло то же, что и со всеми литтолстяками: миллионные тиражи, бурное цветение до 1994 года, потом — по мере развития книжного рынка, забравшего себе и текущую литературу – радикальное падение тиражей и переход в режим выживания. Журнал оставался «инстанцией высокого вкуса», а его редакторы — профессионалами высокого класса, но спрос на эти тонкие материи и умения падал неудержимо.

Три года назад писатель Сергей Шаргунов и литературный критик Татьяна Соловьева приняли на себя руководство легендарным журналом — и приступили к его обновлению. Или, как все чаще говорят, к решительному его возрождению.

– Мы были очень благодарны, что журнал сохранился, – рассказывает Соловьева. – Но вместе с тем было понятно, что продолжать его в том виде, с устаревшим оформлением и странной по нынешним временам версткой совершенно невозможно. Также было понятно, что подписка — больше не главный канал распространения, так называемая случайная покупка не менее важна.

Новые редакторы отказались от принципа журнальной сериальности – и перестали печатать романы с продолжением. В «Юность» вернулись знаменитые дизайнерские обложки — выделяясь на прилавках, они выгодно отличались от других «толстяков». Поставили на короткую прозу, на небольшие – не более пяти – подборки стихов, потому что в «короткой подборке работает каждый текст». Большие жанры тоже есть, но для авторов работает ограничение в 80 тыс. знаков (два авторских листа). Журнал стал превращаться в ежемесячный сборник качественной текущей словесности – законченный, не требующий поиска прежних номеров.

Сегодня напечататься в «Юности» – снова престижно, и авторский спрос велик: заместителю главного редактора приходится читать в среднем 400 страниц рукописей в день и отвечать примерно на 70 писем.

– «Юность» — это площадка, на которой встречаются дебютанты и зрелые мастера, – объяснила Соловьева. – Есть молодые авторы, которыми мы гордимся: Сергей Кубрин – лауреат «Лицея», Игорь Белодед. Очень интересны Валерия Крутова, Ирина Крупина. Но и известные авторы – Рубанов, Водолазкин, Воденников — тоже не отказывают нам, с радостью делятся новыми текстами.

А для тех, кто тоскует по олдовой «Юности», уже оцифрована значительная часть архива – на сайте можно найти самые старые номера, «самые редкие артефакты» – и, конечно же, знаменитые обложки. «Юность» переживает вторую молодость, не прерывая связи со своей классической версией, – и русская литература от этого только приобретает.