На фестивале «Красная площадь» АСПИ побеседовала с толстым журналом «Москва».
...Чтобы собрать один номер «Москвы», его редактор каждый месяц читает рукописи в объеме десяти таких журнальных томов. Графоманов, конечно, много; графомания высасывает читателя, как навязчивый попутчик в поезде, неутомимо рассказывающий про свои болезни, но всегда есть противоядие — классика: Шукшин, Бунин, Достоевский – источники энергии. В разговоре с поэтом Ксенией Савиной главред «Москвы» Владислав Артемов рассказал о спасительности хорошей литературы: она возвращает человека, разрушаемого обыденностью, в гармоничное состояние. Именно ориентированность на исключительно хорошую литературу отличает толстый журнал от издательства, считает Артемов.
Были времена, когда сотрудники «Москвы» по полгода не получали зарплат, но работу не оставляли и тогда; сейчас, конечно, иначе, даже авторские гонорары есть, хотя и совсем маленькие. (Сейчас трудно вообразить, вспомнил Артемов, что Пушкин из литературных своих заработков мог платил пять тысяч рублей в год за квартиру – в то время как корова стоила три рубля. Это ж сколько коров на одну квартплату?) И тем не менее — процесс литературного возрождения, по ощущениям главреда, идет, молодежь довольно много читает и, что главное, пишет, – а «Москва» с энтузиазмом ищет и печатает молодых авторов. Например, популярную в интернетах Алесю Петровну (жж-пользователя eprst2000, или Алесю Казанцеву) Артемов публиковал аж в трех номерах подряд — Казанцева, считает он, настоящий писатель (просим не путать с научным журналистом Асей Казанцевой). Другое открытие «Москвы» - молодой прозаик Дмитрий Лагутин из Брянска, Артемов готов сходу печатать все его тексты.
– Алмаз, пусть и необработанный, какой угодно, видно сразу. Есть стекло, а есть алмаз. Писатель может относиться к коллегам с подозрением, иногда завидовать, но редактор всегда радуется, когда находит , – признался Владислав Владимирович. – Я много езжу, везде ищу. Нашел человек десять настоящих писателей. Это наша задача — не упустить! Мне кажется, я не упустил ничего из того, что мог.
Напомним: «Москва» в разные свои времена выпускала абсолютные сенсации – «Маленького принца» Сент-Экзюпери, «За рекой, в тени деревьев» Хэмингуэя, «Мастера и Маргариту» Булгакова и – впервые после Октября 1917 г — «Историю государства Российского» Карамзина! В такой крутой компании отчего бы не завестись и новым классикам? Ждем и читаем!