«Электронная лира ничем не грозит»: в Доме Ростовых говорили о литературном завтра

Лауреаты, финалисты и эксперты «Большой книги» пытались предсказать тенденции ближайших лет

Вечер вела литературный критик Ирина Барметова.

Начали с обзора тенденций сегодняшнего литпроцесса. По мнению прозаика Ольги Славниковой, чрезвычайно модный нынче автофикшн, вопреки своей однообразности, останется таковым и впредь. В жанровой прозе, где в последние годы наблюдается бум постапокалиптических сюжетов, на первый план выйдут антиутопии и фантастические книги, посвященные проблеме цифрового бессмертия и искусственного интеллекта. Забвение не грозит и жанру фэнтези: «Чтобы читать литературу больших вопросов, нужно иметь внутреннюю стабильность, которой в эпоху исторических перемен немногие могут похвастаться», — убеждена Ольга Александровна.

— Искусственного интеллекта в том смысле, в котором его обычно понимают фантасты, не существует, — сказал прозаик Эдуард Веркин. — «Электронная лира», предсказанная Тарковским более шестидесяти лет назад, по-прежнему ничем не грозит писателям, но дает богатый материал для размышлений о будущем возможном «умираньи ремесел», в том числе и творческих.

О стремительном движении к разнообразию, к появлению множества «нишевых» литератур говорила критик Валерия Пустовая. По ее мнению, молодая словесность в своем стремлении угодить читателю готова жадно раскапывать все новые и новые темы. Преимущества очевидны — каждый найдет книгу по душе. Вместе с тем «литература, которая всем должна, открывает широкое поле для творческих компромиссов и снижения художественности».

— Похожие тенденции имеют место и в кинематографе, с той лишь разницей, что автофикшн быстро наскучил зрителям, — призналась прозаик и сценарист Евгения Декина. — Последний тренд — фильмы и сериалы, осмысляющие тему ИИ. К сожалению, с дилетантских позиций, без оглядки на классику фантастической литературы.

Еще одна любопытная черта современной прозы, отмеченная Ириной Барметовой, — «описательность», «иллюстративность», победа сюжета над авторским высказыванием. Это явление положительно оценил писатель Дмитрий Данилов :«Чем меньше в книге нравоучений, открытого морализаторства и резонерства, тем лучше. Идеи должны быть искусно запрятаны в глубине текста. Интерпретации — дело читателей».


Фото: АСПИР