«Читательский клуб на Поварской» встретился с прозаиком Денисом Осокиным

В Доме Ростовых обсудили повесть «Уключина»

Подробный разговор о повести Дениса Осокина «Уключина» невозможен вне общего контекста его стилистики и поэтики, решили гости клуба, и начали издалека — с намеренно упрощенной, нарушенной пунктуации осокинских текстов, их ритмико-интонационных особенностей и ярких визуальных акцентов.

«В первую очередь обращает на себя внимание отсутствие прописного шрифта в “Уключине” — только строчные буквы», — отметила ведущая клуба Гаянэ Степанян. Это, конечно же, неслучайно, признает писатель, хотя сам по себе прием, в общем-то, не нов — с типографским оформлением экспериментировали десятки литераторов, от Хлебникова до Саши Соколова.

— Я решил по возможности избегать всего лишнего, второстепенного — не только по смыслу, но и по звуку, по форме, по эмоции, — сказал Осокин. — Сперва в моих текстах исчезли заглавные буквы и красные строки, затем очистилась пунктуация, изменилась верстка. Дело не в какой-то особой концептуальности, я просто чувствую, что именно так должна выглядеть моя литература.

Осокинский мир предметов, вещей и явлений также заинтересовал читателей. «Родным паролем» к его произведениям может стать что угодно — рыболовные и охотничьи снасти, огородные пугала, излучины рек, дороги, мосты, переправы: «Словом “уключина” я любовался всю жизнь, — признался писатель. — Первое понимание пришло еще в юности: есть кое-что поважнее любви — и это уключина».

По конец вечера, когда все участники клуба нашли ответы на свои вопросы, Денис Осокин согласился рассказать, как снимали «Овсянок», обсудить нашумевших сериал «Слово пацана» по одноименной книге Роберта Гараева (и с Гараевым, и с сериалом Осокин, как оказалось, хорошо знаком — все его детство и юношеские годы прошли в Казани), а также прочитать свои стихи и прозаические поэмы.

Следующий «Читательский клуб» — в феврале! Подписывайтесь, чтобы не пропустить.