К 100-летию классика лейтенантской прозы АСПИР провела круглый стол
2024 объявлен Годом лейтенантской прозы. На главном книжном фестивале страны АСПИР проводит серию встреч, посвященных писателям-фронтовикам, чье слово о Великой Отечественной войне стало значимым событием в русской литературной и общественной жизни.
Первым из юбиляров вспомнили Быкова, автора «Третьей ракеты, «Его батальона», «Сотникова» и других замечательных книг. «Он был настоящим аскетом, служителем литературы», — сказал писатель Алесь Кожедуб, лично знавший Быкова. С Василем Владимировичем они познакомились в 83-м году в бытность его председателем бюро прозы Союза писателей Белоруссии.
О феномене Василя Быкова и других «лейтенантов» говорил ведущий встречи поэт и литературный критик Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. По его мнению, причиной возникновения новой волны военной прозы стала эпоха оттепели, восприимчивая ко всему искреннему, и временна́я дистанция, необходимая для того, чтобы снова говорить о незаживающих ранах той войны.
Писатель и ректор Литинститута Алексей Варламов считает, что примером такого обновленного взгляда на события 1941 - 1945 гг. могут служить два Ивана — катаевский «сын полка» Ваня Солнцев и богомоловский разведчик Иван Бондарев.
Говоря о творчестве Василя Быкова, он отметил, что «жанр воинской повести всегда был особенно ценным для русской литературы»:
— Быков никогда не вставал в позу и не писал громокипящих текстов (хотя и в них есть своя правда), он очень интересно и с большой достоверностью рассказывал о людях, проявляющих себя в самых крайних обстоятельствах.
— Быков последовательно изгонял из своих книг любую патетику, — добавил Сергей Головецкий, автор сценария и режиссер документального фильма «Василь Быков. Реквием». — В белорусских культурных кругах его уже при жизни называли главным свидетелем и летописцем трагической эпохи.
Фото: АСПИР