АСПИР провела круглый стол к 100-летию одного из главных лейтенантов военной прозы
О том, как сосуществуют в прозе Богомолова исторические факты и вымысел, размышлял ведущий встречи писатель Владимир Березин:
— «Момент истины» («В августе 44-го…») — лучший роман о советской разведке — яркий пример того, как документ становится литературой. Вокруг богомоловского текста почти сразу возникла широкая полемика — что из написанного было на самом деле, а что — результат творческой фантазии автора. Читатели со всей страны узнавали в романе своих знакомых и писали ему письма с просьбой подтвердить или опровергнуть их предположения.
Говоря о сложной и запутанной биографии Богомолова, Владимир Березин предостерег слушателей от того, чтобы «трудовая книжка писателя подпирала собрание его сочинений»:
— Писатель — это в первую очередь его книги. «Момент истины» удивительно сделан: сюжет романа, ускоряясь, как бы закручивается в логарифмическую спираль, а мелкая моторика жизни, точно схваченная Богомоловым, отменяет любые несостыковки.
По мнению поэта Ефима Бершина, богомоловский opus magnum отличает «многожанровость и целостное понимание каждой детали». А прозаик Сергей Михеенков, автор книги «Писательская рота» (изд. «Молодая гвардия»), убежден, что героическая, временами почти авантюрная судьба Богомолова сообщает интригу и живость его книгам.
— К двум главным измерениям лейтенантской прозы, ощущению потерянности и принадлежности к поколению победителей, Богомолов добавил третье — исповедальность и поднял военную тему на новую высоту, — сказал главред «Роман-газеты» писатель Юрий Козлов. — Его «Зося» — элегия о пробуждающихся в солдатах романтических чувствах, которыми они в силу неопытности (со школьной скамьи – на передовую) не знают как распорядиться.
Фото: АСПИР