В «Липках» говорили о природе документальной прозы

Творческая встреча с ректором Литинститута писателем Алексеем Варламовым стала одним из самых ярких событий Форума молодых писателей

Начало вышло одновременно торжественным и трогательным: ведущая встречи Гаянэ Степанян от лица всех липкинцев поздравила Алексея Николаевича с очередной — уже третьей — «Большой книгой». В номинации «Проза года» награду взял «Одсун. Роман без границ».

— Премия для писателя — большое искушение и большая психологическая проблема, — признался Варламов. — Причем и победа, и проигрыш терзают одинаково. Так что будьте к себе построже, не позволяйте ожиданию мешать работе.

Но Алексей Николаевич не только замечательный прозаик, но еще и автор серии блестящих жизнеописаний русских писателей — Пришвина, Розанова, Андрея Платонова и других. На встрече с дебютантами он рассказал, почему жанр литературной биографии полон опасностей и почему документальный роман «надо не столько написать, сколько срежиссировать», как не скатиться в беллетризацию, избежав сухости документального изложения, и что первично в выборе героя — интерес или симпатия.

По словам писателя, принимаясь за биографию Алексея Толстого, он был твердо уверен, что она выйдет разоблачительной, но «все, конечно же, оказалось сложнее»:

— Вообще, когда пишешь биографию, герой становится твоим соавтором. Не то чтобы Толстой меня перевербовал — он безусловно человек со своими страстями, эгоизмом, но он этим не исчерпывается, у него были какие-то иные этажи.

На вопрос из зала «Что вы чувствуете, когда ваши книги становятся предметом научного интереса», Варламов честно ответил: ничего хорошего!
— Этим стоит заниматься спустя сто лет. Не хочется становиться подопытным при жизни.

Алексея Николаевича спрашивали и о том, как писать «повторные биографии» (игнорировать предыдущие книги или вступать с ними в диалог), кому можно доверить экранизацию своих произведений («Можно, конечно, ждать режиссера уровня Тарковского, но правда такова, что лишь бы сняли») и о ком ему хотелось бы написать больше всего (о Леониде Бородине, авторе книги «Год чуда и печали»).