На Форуме молодых писателей говорили о поисках своего пути в литературе и жизни
Есть мнение, что все самое интересное происходит сейчас на стыке жанровой и т.н. высокой литературы. Так вот: Яна Вагнер, автор романов «Вонгозеро», «Живые люди», «Кто не спрятался» и «Тоннель», с этим решительно не согласна. — Это деление наверняка придумали библиотекари, чтобы легче было расставлять книги. Разве «Мастер и Маргарита» не жанровая вещь. Или романы Стругацких… Я бы разделила литературу на другие категории, как осетрину. Если с осетриной все понятно, — «свежесть бывает первая, она же и последняя», — то как отличить хорошую книгу от «чтива», где критерии? — интересовались слушатели. — Понятия не имею, — призналась Вагнер. — Виктор Топоров говорил, что критики — это орнитологи, а писатели — птицы. Я — птица, у меня нет ответов... Бывает, читаешь текст, и вроде бы все в нем на своем месте, но почему-то именно для тебя он не работает. Чтение — это парный танец. Если книга вас не радует, бросайте и берите другую. Ведущая встречи Гаянэ Степанян усомнилась в необходимости потакать своему вкусу: «Иногда книга долго не захватывает, но, дочитав ее до конца, остаешься доволен». В таком случае надо искать литературных проводников, убеждена Вагнер: «Удовольствие заразительно. Если в книге есть сокровища, которые для тебя сокрыты, — найди тех, кто поможет их открыть». Вопросов было много: дебютанты интересовались «запрещенными приемами» в современной прозе, влиянием двуязычия (билингвизма) на литературное творчество и тем, почему не стоит писать «под запросы читателя или издателя». — Стали ли вы увереннее после успеха «Вонгозера»? — спросил один слушатель в финале разговора. — Ну, писать проще точно не стало, — сказала Вагнер. — Пишу я долго и мучительно. И я по-прежнему страшно не уверена в себе как автор. Дело в том, что в литературе всегда найдется, с кем себя сравнить. Никакой сиюминутный успех не может поставить меня на одну ступень, скажем, с Фолкнером, Джоном Ирвингом или с кем-то из моих любимых русских писателей.