Нужны ли писателям профессиональные сообщества?

В Гостином дворе говорили о способах существования в литературе

Дискуссия о роли писательских союзов в литературном процессе завершила первый день работы Международного форума АСПИР. Круглый стол вел главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев.

Первый секретарь правления Союза российских писателей Светлана Василенко рассказала про организации, возникшие после распада СССР, — как они вставали на ноги, обрастали сетью региональных отделений, чем занимаются и на что существуют сегодня.

— Мотором СРП был, конечно же, Евгений Евтушенко, — вспоминала Светлана Владимировна. — Мы были полны энтузиазма, но не знали, что каждой организации, помимо каких-то творческих вещей, нужна материальная база, помещение... С появлением АСПИР наша творческая инициатива соединилась наконец с чем-то фундаментальным. Мы хотим не только писать книги — мы хотим видеть их напечатанными, хотим, чтобы их покупали и читали.

По словам председателя Ассоциации русских писателей Молдовы Олеси Рудягиной, молдавским писателям на сломе эпох тоже пришлось столкнуться с непредвиденными трудностями и поиском новых ориентиров («Россия — моя душа. Молдова — мое дыхание. Разъять это было совершенно невозможно»). Сейчас Ассоциация проводит в республике фестиваль русской литературы и конкурсы для молодых авторов, выпускает толстый журнал «Русское поле» («Единственный толстяк в Молдавии!»).

Писательские сообщества — это в первую очередь живая среда, единство поколений, поддержка, принятие и уважение, — убеждена Карима Эль Азизи, руководитель отдела международных связей Книжной палаты Шарджи. Марокканка, она училась в Испании и Индии, живет в Эмиратах и знает, насколько различны между собой творческие союзы и как близки они бывают в главном.

— Писательские объединения в Марокко тесно связаны друг с другом и придерживаются одних эстетических ценностей. Национальная академия индийской литературы (Sahitya Akademi) содействует межкультурному диалогу и развитию национальных языков. А Союз писателей ОАЭ нацелен на продвижение классической и современной арабской литературы в мире.

Директор Государственной книжной палаты Киргизии Койчуман Момункулов рассказал, как отмечали 90-летие Национального союза писателей. А Хилда Твонгерве, исполнительный директор женской писательской Ассоциации Уганды, призналась, что «читала Льва Толстого задолго до того, как открыла для себя африканских авторов»:

— У нас долгое время вообще не было писательских объединений, некому было просвещать и образовывать. Только в 60-х годах, когда под эгидой университета Макерере возник клуб писателей, появилась какая-то литературная жизнь. Сегодня наша Ассоциация работает с женщинами из Зимбабве, Эфиопии, Кении, Южного Судана.

— Мы с Хильдой в 2014 году помогали восстанавливать союз писателей Азии и Африки, — добавил востоковед Олег Бавыкин. — Когда-то это было мощнейшее объединении, поднявшее афро-азиатскую литературу практически на мировой уровень. Так что союзы безусловно необходимы. Энтузиазма у нас предостаточно, нужна лишь поддержка.