Проза XXI: новые герои, сюжеты и жанры

На Международном форуме АСПИР говорили о художественных открытиях современной прозы

— Мне кажется, самое интересное в сегодняшней прозе — это не поиски новых смыслов, героев и стилистических решений, чем занималась преимущественно литература 20-го века, а поиски жанра, — сказал, открывая дискуссию, писатель Павел Басинский.

Под жанром он понимает не только многообразие художественных форм (роман, повесть рассказ, очерк, эссе) и тематик (детектив, фантастика, биография), — но и всю совокупность литературных явлений и тенденций.

Одной из таких тенденций китайский писатель и переводчик Лю Вэньфэй называет смещение границ между документальным и художественным текстом. По его мнению, традиционные формы романа изжиты еще в конце XIX столетия («Толстой был последним»). Сам жанр, конечно же, никуда не делся, но теперь на его полях решаются совершенно иные задачи. «Фикшн и нон-фикшн больше не полюса, а двойники в семье литературных жанров».

О том, почему жанр аунтиутопии обрел в последние годы новое дыхание, размышлял писатель Дмитрий Данилов:

— Антиутопия — это жанр тревоги. Впрочем, вся серьезная литература пропитана тревогой, размышлениями о том, куда мы идём. Я вообще не считаю, что литература должна кого-то утешать, она должна давать человеку понять трагическую основу его бытия. Великая литература задает вопросы, от которых мы не можем отмахнуться, но и найти на них ответы не в наших силах.

Сегодня «в трендах» — легкие жанры, книги, дающие ощущение безопасности и комфорта, говорит сербская писательница Нева Алтай.

Конфликт современного человека с окружающей реальностью породил отдельный жанр «длинной новеллы», рассказал индийский поэт и прозаик Удай Пракаш: «Это не рассказ и не роман. Основной вопрос длинной новеллы — как противостоять сегодняшнему миру».

В финале разговора прозаик Роман Сенчин поделился своим взглядом на литературную действительность: «С каждым годом беллетристика вызывает всё меньше доверия у читателя. Активно обсуждаются произведения, написанные от первого лица, основанные на каких-то подлинных фактах, осмысляющие реальные события нашей жизни».