«Искусство жить». Писатель в движении и писатель-затворник. Писатель как публичный интеллектуал

В Гостином дворе говорили о стиле в жизни и литературе

Критик Наталья Ломыкина предложила участникам Международного форума обсудить, как за последние десятилетия изменился образ жизни и общественная роль писателей. Российская публика по-прежнему литературоцентрична, заметила Ломыкина, писатель здесь — «образ века своего и будущего призрачный прообраз», его принято спрашивать обо всем — от того, «куда ж нам плыть» до каких-то личных вещей.
На Кубе все обстоит несколько иначе, рассказала редактор Мария Александра Лойола Мойя. Разговор с писателем редко выходит за рамки литературы. Зато роль редактора очень значима — он не только правит рукопись, но и занимается ее активным продвижением на правах литературного агента.
— В Индии не делают особых различий между литераторами и, скажем, звездами Болливуда, — признался прозаик Гурав Моханти. — Стоило мне написать первую успешную книгу, как мое мнение немедленно стало достоянием общественности. Приходится тщательно выбирать слова, чтобы не сказать лишнего и никого не обидеть.
Вице-президент Панафриканской ассоциации писателей Моника Мпамбаваши (Зимбабве) отметила стремление писателя найти себя в быстро меняющемся издательском мире. А прозаик Екатерина Манойло откровенно рассказала, как сложно сегодня заботиться о своем авторском интересе, выстраивать отношения с издательствами/журналами/критиками, выступать на разных площадках, «конкурировать с котиками в социальных сетях» — и при этом не бросать ни на секунду литературных занятий.