В Тюмени состоялась дискуссия об историзме и антиисторизме современного литературного процесса
Вел круглый стол Роман Косыгин — исполнительный директор издательства «Молодая гвардия», на протяжении двадцати лет курирующий старейшую в России книжную серию «ЖЗЛ». Обсудили допустимую в искусстве степень художественного обобщения, роль периодики в исследовании исторических закономерностей, истинность мифа, природу коллективной памяти, а еще — почему литература и кинематограф все чаще обращаются к истории и должен ли писатель быть независимым, непредвзятым хроникером повседневности.
На последний вопрос прозаик Андрей Геласимов ответил словами Бродского: «Занимательность — вежливость автора». Увлекая читателя, писатель приобщает его к сотворчеству, соразмышлению, сопереживанию, — убежден Геласимов, — но и откровенно выдумывать не надо — жизнь интереснее любого вымысла («Сыну, неравнодушному к хоррорам, я советую читать Карамзина»).
Писатель Сергей Беляков рассказал о том, как из разрозненных сообщений о жизни столицы, описаний происшествий и судебной хроники газеты «Вечерняя Москва» вырастали «Парижские мальчики…» — роман о предвоенной дружбе сына М. Цветаевой – Георгия «Мура» Эфрона с литературным критиком Дмитрием (Митей) Сеземаном.
О профессиональной этике, историко-литературном оснащении и ответственности биографа говорил Юрий Нечипоренко, исследователь творчества Гоголя, Пушкина, Ломоносова и Газданова. А драматург Полина Бабушкина рассказала о проблемах театральной инсценировки и интерпретации классических произведений («С классикой приходится переходить на „ты“») и о разнице между мифом и мистификацией на примере истории Черубины де Габриак.