В «Читательском клубе на Поварской» обсудили новую повесть Леонида Юзефовича

Автор «Похода на Бар-Хото» рассказал о специфике документализма и исторической беллетристики

Вместе с писателем участники и гости Читательского клуба говорили о судьбах героев книги, особом авторском пристрастии к Востоку, о красоте и активной социокультурной жизни калмыцких женщин, о шаманских обрядах, монгольских диалектах, но более всего — о методах и направлениях современной исторической прозы.

— В документальных текстах, таких как «Самодержец пустыни» или «Зимняя дорога», я делаю особый акцент на малоизвестных, подчас незаслуженно забытых людях, — сказал Леонид Абрамович. — У исторической беллетристики другая задача — это скорее система символов, с помощью которых можно выразить свое мироощущение.

Рассуждая о проблеме документализма, Юзефович привел в пример сложное взаимодействие правды и вымысла в «Повести о жизни» Паустовского: «Как я плакал, когда от оспы умирала его героиня, сестра милосердия Леля, а оказалось, это лишь собирательный образ персонажа, Лели в чистом виде не существовало вовсе».

По просьбе читателей Леонид Абрамович поделился некоторыми писательскими приемами: объяснил, как преодолеть искушение включить в рукопись все плоды своих архивных разысканий, рассказал о хитросплетениях фабулы и смыслах, заключенных в его повести («Я по своим убеждениям позитивист и могу отвечать за идеологическое наполнение одного абзаца, максимум двух-трех, но точно не целого произведения, тем более что в хорошем произведении всегда множество смыслов»).


Фото: АСПИР