Руслан Комадей рассказал о «второй литературе» Среднего Урала

На Поварской продолжается цикл лекций «Система координат #география»

Разговор о неофициальной литературе советской и российской провинции продолжил писатель Руслан Комадей, автор серии очерков, посвященных истории литературного андеграунда Среднего Урала.

Первую часть лекции он посвятил горнозаводской эстетике Свердловска («...хтоническое измерение, хорошо знакомое читателям по сказам Бажова») и эпохе расцвета неформальных творческих объединений. В 70-80-е особенно выделялись изостудия Н. Чеснокова, «круг Гавриловых», представлявший мистико-философскую линию свердловского неофициоза, и художники «уктусской школы». Последним Комадей уделил особое внимание. «Уктуссцев» объединял прежде всего живой интерес к авангарду и футуризму, к слиянию художественных и литературных практик. Евгений Арбенев, например, разрабатывал проблему документального начала в творчестве: совместно с художником Александром Галамагой он выпускал самиздатский журнал «Документ», где с помощью газетных вырезок, заметок, билетов, фотографий и стихов фиксировал хронологию советской повседневности.

Вторая часть лекции была посвящена непосредственно поэтам разной степени андеграундности — Аркадию Застырцу, Андрею Санникову, Сандро Мокше, Роману Тягунову и другим. Местом их постоянных встреч был дом Майи Никулиной, по воспоминаниям поэта Ю. Казарина, ставший в 60–80 гг. «неофициальным центром культуры, литературной учебы, философских, исторических, филологических, переводческих и иных штудий».

Руслан Комадей оборвал свой рассказ на 1988 годе, когда на культурной карте Свердловска появились новые имена, среди которых особое место несомненно принадлежит Борису Рыжему. Впрочем, об этом в АСПИР еще будут говорить подробно и не один раз.


Фото: АСПИР