На Поварской обсудили эволюцию триллеров и хорроров
В резиденции АСПИР на Поварской состоялась еще одна встреча цикла«Актуальная критика: кино как текст». Гостем вечера стал Егор Москвитин, обозреватель, кинокритик, программный директор международного фестиваля «ХоррорФест». Говорили о «страшных жанрах» современного кинематографа и их эволюции, о том, почему «эстетика безобразного» никогда не утратит своей актуальности.
— «Ужастики» — это встреча со своими подавленными воспоминаниями и первобытными страхами, попытка очиститься, стать устойчивее и сильнее, — заметил Егор Москвитин.
Открывая вечер, он рассказал, о фольклорных истоках и литературных корнях триллеров и хорроров, а ведущая встречи Анастасия Черникова заметила, что «Прибытие поезда…» братьев Люмьер может считаться не только отправной точкой кинематографа, но и первым в истории фильмом ужасов, благодаря произведенному на публику оглушительному впечатлению.
Любопытная примета современных триллеров — их стремление отвечать вызовам времени. Кинокультура, следуя догмам новой этики, больше не просит «милости к падшим» — обаятельным злодеям, прохвостам и жуликам. В сфере ее интересов семья как средоточие мрачных загадок и тайн, социальное неравенство, расовые и религиозные вопросы
Среди главных тенденций сегодняшнего кинопроцесса — расцвет т.н. «постхоррора», убежден Москвитин. Это сложный синтетический продукт, которому свойственны иносказательность и метафоричность, тонкий психологизм, интеллектуальная ирония и медленное нагнетание страха. Именно этот жанр вывел фильмы ужасов из андеграунда, открыв им дорогу на крупнейшие кинофестивали. Так, в 2023 г. Венецианского льва получила очередная вариация Франкенштейна — фильм греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные».
Фото: АСПИР