Елена Селестин: «Духи — это слова…»

Накануне 8 Марта автор серии книг о культовых ароматах выступила в Доме Ростовых

Гаянэ Степанян и Елена Селестин

Разговор о признанных шедеврах парфюмерии начали с 10-х годов XX века, когда на смену ароматическим маслам и эссенциям пришли достижения органической химии — синтетические молекулы, породившие впоследствии целую линейку легендарных фужеров, мускусов, альдегидов и шипров. Именно тогда, по словам Селестин, парфюмерное дело как равное вошло в семью других искусств. Лучшие носы мира заказывали эскизы флаконов известным художникам и обращались за вдохновением к особенно нашумевшим литературным произведениям своего времени (известно, что многолетней рекламой духов Dana Tabu служила картина Прине «Крейцерова соната», написанная под впечатлением одноименной повести Льва Толстого).

Процесс этот был обоюдным, заметила Елена Селестин: писатели обратили внимание на бурное развитие парфюмерных жанров и вскоре поэзия, как и проза, благоухала духами Лориган, розой Жакмино и другими ароматами «прекрасной эпохи». В Москве 20-х годов L'Origan Coty продавались «в аленьких пробирочках прямо с рук» возле входа в универсальный магазин, «не утративший ещё своего дореволюционного названия "Мюр и Мерилиз"», вспоминал в «Алмазном венце» Валентин Катаев.

Гостям Дома Ростовых рассказали также о русском происхождении создателей Chanel No. 5, о судьбе главного парфюмера «Новой зари» Августа Мишеля (большой очерк «Гражданин французской республики» публиковался в журнале «Техника молодежи») и о многом другом увлекательном и важном.

Фото: АСПИР