Вспомнить выдающегося писателя собрались его родные, друзья, исследователи и читатели
— Было нечто жреческое в том, как он парил в клубах сигаретного дыма, — вспоминал председатель АСПИР Сергей Шаргунов, записавший в 2016 году последнее интервью с Фазилем Абдуловичем. — Каждая его фраза отточена, неслучайна, афористична. Искандер — писатель, преобразующий действительность через рассеивание слез и детское мироощущение, через горечь страдания и сострадания.
— Когда рождаются такие художники, плохой конец отодвигается, несмотря на бурный натиск маленьких, часто не бездарных, но, в сущности, бесплодных Сальери, — сказал литературный критик Евгений Сидоров.
О целительной силе искандеровской прозы говорили Михаил Гундарин и Евгений Попов, авторы первой обстоятельной биографии писателя в молодогвардейской серии ЖЗЛ. Литературовед Вячеслав Бигуаа размышлял о глубоко личном отношении Фазиля Абдуловича к Пушкину и Толстому: их книги, считал Искандер, в противовес «литературе бездомья» дают читателям «милые сердцу детали быта», спасают от мировых бурь.
— Немного есть на свете литераторов, которых цитируют по памяти целыми страницами, — заметил абхазский писатель Денис Чачхалиа. — В Сухуме повести и рассказы Искандера знают наизусть — только попробуй вверни лишнее слово.
Вдова писателя поэт Антонина Хлебникова-Искандер рассказала о чегемском детстве Фазиля Абдуловича («Близкие называли его Зючка») и о том, какую роль сыграл Твардовский в его литературной судьбе. О работе Культурного центра Ф. Искандера, открытого на базе библиотеки № 36 в Москве, сообщила ученый секретарь Ирина Николаева. А редакторы издательства «РИПОЛ классик» Наталья Розман и Татьяна Соловьева представили новую книгу — собрание размышлений, записей и афоризмов Искандера «Дар самой жизни».
Фото: АСПИР