На Поварской прошла лекция сооснователя «Культурной инициативы»
Жанр рассказа о литературном событии, будь это репортаж, статья, рецензия, очерк или строка в разделе «Хроника», берет начало там, где литературные вечера из салонов и частных зал выходят в общественное пространство. Первопроходцем жанра в России Цветков называет Н. В. Гоголя — в статье «Борис Годунов» писатель дал обстоятельную картину знаменитой книжной лавки Смирдина в день представления там пушкинской поэмы («Сидельцы суетились. «Славная вещь! Отличная вещь!» — отдавалось со всех сторон. «Что, батюшка, читали Бориса Годунова, нет? Ну ничего же вы не читали хорошего»,— бормотала кофейная шинель запыхавшейся квадратной фигуре»).
Репортажная проза с особой силой зазвучала во второй половине XIX века — и вновь не без пушкинского влияния. Печать широко откликнулась на речь Ф. М. Достоевского, произнесенную летом 1880 года по случаю торжеств, связанных с открытием памятника поэту. Говоря об этих событиях, Цветков вспомнил слова Игоря Волгина: «Очерк объемом около одного печатного листа породил лавину комментариев, оценок, возражений и опровержений — лавину, которая на протяжении нескольких месяцев буквально захлестывала русскую прессу».
В Серебряном веке литераторы уже не гнушались заказывать отзывы на свои выступления. А начиная с 30-х годов XX столетия характер откликов на культурную жизнь Москвы и Петрограда определялся во многом деятельностью основных литературных институтов того времени. Завершая лекцию, Юрий Цветков рассказал о самых ярких летописцах литературной современности — имена многих их них можно встретить в большом труде Л. Вязмитиновой «Тексты в периодике: 1998—2015».
Напоследок в Доме Ростовых были представлены сборники статей лауреатов и номинантов премии «Московский наблюдатель» — по словам критика Ольги Баллы, «единственное, возможно, издание, которое удерживает в поле своего внимания именно критику поэзии».