Год лейтенантской прозы: на Поварской отпраздновали столетие Виктора Астафьева

О писателе говорили его близкие, исследователи, биографы, режиссеры и актеры

Дочь писателя, прозаик Анастасия Астафьева, открывая вечер, просила считать его данью памяти и благодарности всем писателям-фронтовикам, у которых в этом году случились круглые даты.

Начали с просмотра документального фильма «Весёлый солдат». По словам режиссера Андрея Зайцева, материал дан им без купюр — со всеми писательскими переживаниями, размышлениями, вспышками гнева и боли.

Профессор Государственного университета просвещения филолог Нэлля Щедрина размышляла об одной из самых «стилистически совершенных» повестей Виктора Петровича «Пастух и пастушка» и о горькой астафьевской эпитафии, так поразившей всех после его смерти. Из Красноярского края вышел на связь журналист Олег Нехаев, автор документального романа «Астафьев: Праведник из Овсянки» («Молодая гвардия»). Оптимистично и ярко прозвучало выступление критика Аллы Большаковой — еще в студенчестве она набралась смелости отправить писателю свою дипломную работу и даже получила ответ: «Иным бы нашим критикам так глубоко мыслить»:

— Это, конечно же, был огромный аванс, но с тех пор я всю жизнь изучаю и люблю Виктора Петровича.

Леонид Юзефович, знавший Астафьева по Перми 70-х годов, рассказал, как в статье «Под одной крышей» юбиляр «подверг разносу» его ранние стихи («Напоминаю себе мачеху в исполнении Фаины Раневской, которая считала оказанные ей знаки внимания»).

— Табаков мне сказал: возьми Астафьева, — вспоминала режиссер спектакля «Пролетный гусь» Марина Брусникина. — Виктор Петрович — художник эпического мироощущения, он весь про отношение человека с роком — отсюда и хор, и другие элементы античного театра

О причинах многолетнего успеха «Пролетного гуся» говорила актриса Алена Хованская. А завершился вечер просмотром духоподъемного финала пьесы Геннадия Тростянецкого «Веселый солдат».