«По рельсам света вдоль, по лунным шпалам…»: в Доме Ростовых прошел вечер Константина Кедрова

Поэт представил новую книгу «Бутылка Клейна, брошенная в море»

«Легенда современного авангарда, философ, открыватель новых миров» – так представила поэта ведущая – литературовед и критик Альбина Хохлова. А еще: создатель термина «метаметафора», основатель нового направления в поэзии, профессор Литинститута; успех его книг, вечеров и философско-поэтических лекций ведущая объяснила «магической харизмой его личности». Кедров, действительно, – знаковая фигура современной поэзии, и неудивительно, что презентация новой книги стала его ярким творческим вечером, собравшим множество его друзей и почитателей.

Арина Чеканова, актриса и выпускница Литературного института, исполнила песню на известное стихотворение Кедрова «Режиссер-бабочка». Поэт и филолог Сергей Нещеретов (внук выдающегося поэта Михаила Зенкевича, особо подчеркнул Кедров) прочитал несколько стихотворений из сборника, среди которых – знаменитая «Офелия» и собственно «Бутылка Клейна, брошенная в море» («Мозг устроен как бутылка Клейна, только в нем побольше горловин…»). «Сумму двух бесконечностей» и другие стихи с чувством прочитал «очень тонкий мистик» поэт Алексей Чуланский.

Вечер, конечно, не мог обойтись и без устных мемуаров. Поэт Михаил Бузник рассказал, как однажды двадцать лет назад в Сорбонне собрались Гаспаров, Аверинцев, Елена Шварц и другие авторы первого ряда: двадцать человек представляли русскую литературу, но зал несколько скучал – «и всколыхнулся лишь услышав Кедрова». («Не верьте ему, он – поэт…» – не без смущения отозвался Кедров. «Не надо меня оскорблять!» – парировал Бузник).

Среди прочего Михаил Христофорович помянул и служение Кедрова в неординарной должности «почетного алтарника» в Храме Малого Вознесения на Большой Никитской: «И что поразительно – он знает на память любой акафист, любую молитву…».

– Я очень ценю тех людей, кто входит в мою поэзию, – признался Константин Александрович. – Это люди не только внутренне просвещенные, но и посвященные...

Одним из просвещенно-посвященных оказался друг Кедрова, известный художник Никас Сафронов. Он произнес прочувствованную речь:

– Сегодня здесь сидят такие же люди, как те, кто сто лет назад слушали Маяковского, других сложных поэтов. Идет возрат к каким-то важным ценностям, литература возрождается…

Прежде чем подарить поэту банку меда со своего участка, Сафронов напомнил, что Кедрова – «человека с огромным сердцем и душой, наивного и доброго, как все великие» – очень ценили Станислав Говорухин, Николай Дроздов и множество других знаменитостей. А сам Кедров с удовольствием вспомнил посвященные ему два стихотворения Андрея Вознесенского – «оба гениальные».

Не только о стихах, но и о литературоведческой работе Кедрова рассказал поэт и композитор, выпускник Литературного института им. Горького Александр Карпенко (Кедров внес в современную поэзию «стандарт поэта-эрудита» и «открыл Фета-космиста»).

Звучали песни (в том числе и a capella) и слова благодарности учеников; с любовью и печалью вспоминали замечательного поэта Елену Кацюбу – жену Константина Александровича, недавно ушедшую из жизни. Но больше всего было стихов – и из нового сборника, и из прежних: каждый из выступающих читал их с каким-то очень личным вдохновением. Авангардные стихи «шлифователя алмазов» Кедрова – его личное «покушение на трехмерность мира» – сегодня уже уверенно признаны современной классикой.

В ближайшие месяцы в Москве эти стихи начнут звучать чаще и, наверное, громче: готовится к открытию «Кедровая роща» – масштабный Центр поэзии Константина Кедрова. Для молодых поэтов будут учреждены премия, поэтический марафон, фестиваль, пройдут вечера видеопоэзии – и много еще других радостей впереди.

А классика – классика останется:

Зеркальный паровоз шел с четырех сторон
Из четырех прозрачных перспектив.
Он преломлялся в пятой перспективе.
Шел с неба к небу, от земли к земле.
Шел из себя к себе, из света в свет.
По рельсам света вдоль, по лунным шпалам.
Вдаль шел, раздвигая даль прохладного лекала.
Входя в туннель зрачка Ивана Ильича,
Увидевшего свет в конце начала.


Фото: АСПИР