«На человеке написано: хрупко…»: в Доме Ростовых вспоминали Михаила Зощенко

В АСПИР прошел юбилейный вечер к 130-летию писателя

В Петербурге 130-летие М. М. Зощенко отмечали широко и просторно (марафоны, выставки, спектакли), в Москве – более камерно: отчасти, вероятно, и потому, что Зощенко слишком ленинградский писатель и состязаться с северной столицей в зощенкознании большого смысла нет. Вечер в Доме Ростовых был предсказуемо камерным, неформальным, дружеским – и от того очень теплым.

Ведущий вечера Кирилл Моргунов напомнил об известной путанице с датой рождения Зощенко – расхождениях данных церковной книги с анкетой: то ли девятое августа, то ли десятое, а год то ли 1894, то ли 1895 (впрочем, мог ли Зощенко обойтись без мистификаций?).

Автор лекции-экскурсии «Михаил Зощенко. Хрупкий человек» писатель и журналист Игорь Оболенский во многом опирался на живые свидетельства – свои записи воспоминаний Марфы Пешковой (внучки Горького), писателя Даниила Гранина, актрисы Марии Мироновой (Менглет) и актера Михаила Козакова. Оболенский говорил о детстве и юности писателя, обозревал московские и ленинградские места писателя. Оказывается, в один из приездов в столицу Зощенко останавливался совсем рядом с Домом Ростовых – в доме А. Н. Толстого на Большой Никитской (ныне там музей). Вспоминали и Дом Зингера на Невском, и улицу Зодчего Росси (в дни громкой славы писателя ленинградские кондукторы объявляли ее как «улицу Зощенко России»), и ДИСК (Дом Искусств, он же «сумасшедший корабль»), и знаменитый писательский дом-«недоскреб» на Малой Конюшенной (сегодня там, в квартире 119, – музей писателя). И, конечно, музей А. В. Суворова на Кирочной, фасад которого в начале XX века оформлял мозаичист Михаил Иванович Зощенко (и доверил маленькому Мише выложить елочку на панно), – именно здесь спустя почти полвека опальный писатель продавал стельки, вырезанные из фетровых шляп.

Впрочем, главной темой исследователя все-таки была не география, а судьба и личность Зощенко со всеми ее известными контрастами, противоречиями и потрясениями.

– Напомню слова Зощенко: с человеком надо обращаться так, как если бы на нем было написано: «хрупко». Давайте эти слова будем воспринимать как завещание Михаила Михайловича – и будем их исполнять, – призвал Оболенский, завершая свой рассказ.

После лекции смотрели новый документальный фильм «Зощенко. Лицо и маска». Его автор Елизавета Золотарева (творческое имя – Лиза Единение) – режиссер не просто молодой, а, можно сказать, совсем юный, студентка мастерской документального фильма Виктора Васильева в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Лиза рассказала о своей с самых ранних лет очарованности писателем и о том, как именно книга «Перед восходом солнца» во многом определила ее внутренний мир, стремления и убеждения.

– Мне как режиссеру было интересно понять этого человека, личность такого масштаба, проникнуть в его личность. Его сны, его печаль, его подлинность… Но, конечно, эта работа только начинается.

Фильм Лизы Единение стал своего рода протяженным в прошлое поклоном писателю от сегодняшней молодежи, «обдумывающей житье». Не только книги, но и собственно психология писателя, его неординарное «внутреннее устройство» интригует и вдохновляет юные творческие поколения, – и начинающие кинематографисты пытаются, в меру своих сил, постичь загадку одного из самых печальных пересмешников русской классики («Молодая кровь!» – с уважением сказал один из зрителей по завершению вечера). Возможно, эта свежая и мощная волна интереса, это современная взволнованность советской классикой и есть те самые, всю жизнь искомые Михаилом Михайловичем «ключи счастья», о которых говорил в начале вечера Игорь Оболенский: счастье для писателя – не только когда его читают, но и когда его хотят читать.


Фото: АСПИР