Павел Басинский, Елена Исаева и Денис Горелов обсудили экранизацию документального бестселлера
На Поварской обсудили документальный сериал по книге Павла Басинского «Подлинная история Анны Карениной». Вечер вела поэт и литературный критик Екатерина Барбаняга.
— Я полагаю, секрет не в моей книге, а в самом романе «Анна Каренина», — сказал Павел Валерьевич, размышляя о том, почему продюсеры сериала решились экранизировать нон-фикшн. — В нем нет литературы, «не чувствуется нажим авторского пера», как писал Набоков. Роман просто живет и все. Быть может, поэтому он породил бесконечное количество интерпретаций в самых разных жанрах — от оперы и балета до комиксов.
Сценарист проекта Елена Исаева рассказала, что уже делала попытки подступиться к легендарному толстовскому сюжету: «Юрий Грымов попросил меня написать дневник от лица Анны, но это была небольшая экспериментальная работа. Сериал же задал совершенно иной масштаб. Он настолько сложный по своей конструкции, что мне приходилось буквально соединять несоединимое — литературную глубину Басинского, коммерческий потенциал картины и авторское видение ее создателей».
А вот известный кинокритик Денис Горелов особенного восторга от фильма не выразил: «Нет Анны — нет картины. Зрителю наплевать, как выглядели пять возможных прототипов Карениной — ему нужны пять разных Анн!»
Одну из самых трагических героинь русской литературы, по его мнению, должны играть «женщины с биографией в глазах»:
— Вопреки представлению многих киношников, Анна — не умирающий лебедь и не Прасковья Варенцова с картины «Неравный брак». Она солнечная, всецело благополучная женщина, а Каренин по нынешним меркам вообще self-made man. Это настоящий клондайк для большого кастинга.
Встреча получилась такой, что возникло желание немедленно перечитать роман и пересмотреть все его существующие экранизации. Обсудили невероятно точное попадание в образ советских актеров, баланс развлекательного и просветительского в сегодняшнем кинематографе… Но на главный вопрос романа ответил, конечно же, Павел Басинский:
— Толстой хотел изобразить Анну отрицательной героиней, но, узнав ее, он, как Левин, был очарован. В этом тайна Карениной — героиня победила автора.