«Мистерии преображения»: в Доме Ростовых прошел творческий вечер Сергея Шаталова

Поэт посвятил моноспектакль «глубинной метафизике Донецка»

«Мистерии преображения»: в Доме Ростовых прошел творческий вечер Сергея Шаталова

«Автор наиболее успешных и достойных внимания литературных проектов в Донецке, режиссер театральных проектов. Именно он на протяжении десятков лет представляет альтернативный (андеграундный) театр в городе», – так представил Сергея Шаталова ведущий вечера поэт Иван Волосюк. И напомнил, что именно благодаря Шаталову, «верлибристу удивительной тонкости», Донецк в начале 1990-х был столицей русскоязычного верлибра.

Сергей Шаталов посвятил свое выступление «глубинной метафизике Донецка». «Любой город – это звездный промысел, это соединение тел и звезд, звездных тел и человеческих тел», убежден Шаталов, но Донецк – в особенности. Окруженный терриконами, светящимися по ночам, и рукотворными лесами, где шахтерские жилища начала XX напоминали скифские захоронения, «но в каждом окне билась живая жизнь».

Шаталов рассказал о поездке Маяковского и Кирсанова в его город в 1924 году. Поэты задержались в дороге и смогли войти в помещение цирка, где было назначено выступление, только в час ночи. Оказалось – ни один из слушателей не ушел.

– Эта поездка и породила строки Кирсанова: «Сегодня город минимум, а завтра максимум».

Героями моноспектакля стали причастные Донецку люди – Ханжонков, Немирович-Данченко, Менделеев, несколько раз приезжавший в город (и написавший после этого труд «Будущая сила на берегах Донца»), и Вересаев – автор рассказа про паломничество в Иерусалим женщины из Юзовки (первоначальное имя города). И философ Евгений Головин, сообщивший Шаталову, что он живет «под сиянием Terra Foliata» – древа знания, растущего корнями в небо.

И, конечно, композитор Сергей Прокофьев:

– Из его села Красное в наш город привозят артезианскую воду. И в этой воде видятся все восемь его опер, восемь балетов и семь симфоний.

Главный смысл и содержание Донецка, считает Шаталов, – любовь:

– Это любовь, которая живет и двигает в нас нечто большее. Моя младшая дочь работала в аэропорту; ее коллегами были собаки. Когда началась стрельба, все разбежались, а она нашла людей, которые поехали в аэропорт и смогли забрать этих собак. Если бы у меня попросили снять фильм о войне, я бы снял фильм о своей дочке, которая спасала этих собак. Любовь живет во всех жителях Донецка – и пронизывает всех живущих.