Классика вспоминали известные литераторы, издатели и журналисты
Юбилейный вечер автора «Владимирских проселков» собрал в Доме Ростовых известных писателей, издателей, журналистов и общественных деятелей.
Главред «Литературной России» Владимир Еременко вспоминал Солоухина как доброго друга и даже в какой-то степени наставника в житейских и литературных делах:
— У него был абсолютно независимых характер. Например, такая деталь: всю жизнь он по-владимирски «окал» и, даже прожив много лет в столице, не оставил этой привычки. «Я, конечно, могу и по-московски, — говорил он, — но зачем притворяться?»
Сергей Шаргунов принес роман «Мать-мачеха» (с подпись автора) из библиотеки своей бабушки, писательницы Валерии Герасимовой.
— Для меня Солоухин в первую очередь лирик — и в поэзии, и в прозе, и в публицистике, — сказал Шаргунов. — В свои книги он впускал живой шум жизни, не страшился разговорного языка. Это могло показаться журнализмом, если бы не искупалось тончайшей поэтичностью его слова.
Писатель Юрий Поляков, много лет стоявший во главе «Литературной газеты», вспоминал, как «невольно помешал Солоухину получить Нобелевскую премию» (любопытствующих отсылаем к автобиографическому роману Юрия Михайловича «Веселая жизнь»).
— В 2004 году я попытался исправить эту ошибку, опубликовав про него большой материал в «Литгазете», — рассказал Поляков. Конечно, Солоухин мастер и его надо возвращать в литературное поле. Это удивительный русский язык, к которому стоит стремиться.
Поэтессы Анна Ревякина и Татьяна Пискарева прочитали стихи Владимира Алексеевича. А литератор и депутат Анатолий Грешневиков рассказал о своем понимании личности и творческого наследия Солоухина («До “Владимирских проселков" считалось, что у нас все значимое делается только в Москве. После выхода книги стало понятно, что это не так»).
— С «Писем из Русского музея» Солоухина началось когда-то становление Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, — напомнил руководитель журнала «Наш современник» Сергей Куняев.
А редактор Елена Русакова вспомнила, что после публикации «Писем» в редакцию «Молодой гвардии» мешками шли отзывы со всей России: «Музейщики впервые за долгое время почувствовали, что они нужны».
О документальной повести «Черные доски», которая в 70-х годах прошлого века подняла волну интереса к русской старине, говорил главред «Роман-газеты» Юрий Козлов.
Солоухин наследовал русской романтической традиции, убеждена поэт Марина Кудимова:
— Недавно я вдруг поняла, что его «Владимирские проселки» родом из Лермонтова: «Проселочным путем люблю скакать в телеге…» Солоухин — великий романтик.
Фото: АСПИР