«Сочинитель»: в Доме Ростовых отпраздновали 75-летие Алексея Алехина

Поздравить основателя журнала «Арион» пришли известные поэты, литературоведы и редакторы

Павел Крючков и Алексей Алехин

— Этот вечер с равным правом мог бы называться «Собиратель» или, скажем, «Коллекционер», — сказал, приветствуя гостей, глава АСПИР писатель Сергей Шаргунов. — Алексей Давидович, как мне кажется, соединил почти музейное отношение к стихотворчеству с остросовременным переживанием поэзии. Под прицелом Алёхина музейный классический звук оживает и молодеет, а молодое становится умным и весомым.

Платформой для взаимодействия двух начал — лирического и интеллектуального — стал легендарный поэтический журнал «Арион», основанный Алехиным в 1994 и тоже отмечающий в этом году круглую дату («Этот журнал, безусловно, — культурный подвиг», — заметил Шаргунов).

Игорь Шайтанов, главный редактор «Вопросов литературы», напомнил, что Алехин «заметно и властно» вошел в мир толстожурнальной периодики, когда литература только пыталась адаптироваться к новой реальности:

— Слишком много было разноперых тенденций и несбыточных обещаний… Все играли на понижение — из поэзии в прозу. Одни уходили в ремесленники, кто-то брал повыше, но совершить обратный путь в поэзию удавалось очень немногим. Это получилось у «Ариона», который под водительством Алехина взял курс на поэтизацию, на поиск лирического в литературе.

Апофеозом этого поиска, считает Игорь Олегович, стали минималистичные верлибры самого Алехина, близкие к поэтической традиции Владимира Бурича.

Алексей Давидович, несмотря на новаторство, подходит к своему творчеству с традиционных позиций, убежден критик Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир»: «Он отстаивает в литературе вещество любви, пространство души — те сущности, о которых не принято нынче говорить без усмешки».

— Раз уж мой заместитель произнес такую прочувствованную и, что важно, почтительную речь, я могу себе позволить дружескую фамильярность, — сказал новомирский главред Андрей Василевский и весело вспомнил знаменитые алехинские семинары в «Липках», через которые прошли десятки блестящих современных стихотворцев.

Трогательно и эмоционально прозвучал рассказ Сергея Надеева о закрытии «Ариона» — навсегда покидая помещение на Фрунзенской набережной, Алехин всю обстановку передал редакции журнала «Дружба народов»:

— После переезда мы были голы как соколы, а теперь у нас шикарное дело и стол, за которым сидел весь цвет отечественной поэзии.

Главным героем вечера стали, конечно, стихи Алехина, представляющие собой, по словам С. Шаргунова, «метафизическое оформление повседневности». А заключительный торжественный аккорд поставил поэт Александр Переверзин, процитировав эстетический манифест «Ариона»: «…К экспериментальной игре мы предъявляем то же, что и ко всей поэзии, требование: она должна служить общей, как мы ее понимаем, цели искусства — соединению человека с жизнью. И не представляет ценности, если вырождается в пустую борьбу с мертвым материалом».


Фото: АСПИР