Представление двухтомной антологии «И. А. Бродский: pro et contra»

В Доме Ростовых известные филологи обсудили проблемы сегодняшнего бродсковедения

«Снился мне холод и снился жар...»
На Поварской говорили о Бродском

В Доме Ростовых представили первые два тома антологии «Бродский: pro et contra» — обширный свод исследовательских работ, посвященных наследию нобелевского лауреата. В издания вошли лучшие статьи отечественных и зарубежных литературоведов, критиков и филологов, написанные в разные годы. Вечер вела литературный критик Анна Нуждина.

Обсудили творческую лабораторию поэта, ключевые мотивы его произведений, отношение к традиции и языку, основные этапы и магистральные линии бродсковедения, а также силу исторической дистанции в оценке творческого таланта И. Бродского.

О книжной серии «Русский Путь: pro et contra» издательства Российской христианской гуманитарной академии им.Ф. М. Достоевского говорила филолог Ольга Богданова. За последние пятнадцать лет в рамках серии вышли более ста пятидесяти «малых энциклопедий» о писателях, мыслителях, культурных и общественных деятелях российской и мировой истории.

Составитель антологии Александр Степанов объяснил, почему отечественное бродсковедение более не «работает с индустриальным размахом» (Л. Лосев): по его мнению, гораздо больше копий теперь ломается вокруг авторов «второго андеграунда», фигура Бродского же, наконец освобожденная от скандального мифотворчества, стала предметом для углубленных и серьезных исследований.

— Авторы, которые долгое время находились в тени Бродского (Сапгир, Соснора, Холин и другие), сегодня действительно выходят на первый план, — согласился филолог Анатолий Кочинский. — Но и Бродский не забронзовел, он всегда звучит из сегодня. Достаточно вспомнить, как во время пандемии из каждого утюга доносилось «Не выходи из комнаты…».

О явном преобладании «Pro» в публичной полемике вокруг Бродского и о собственной двойственности поэта говорила филолог Ирина Плеханова. А филологи Ольга Бараш и Илья Снегирев рассуждали о стихах Бродского, вобравших в себя опыт поэтов-метафизиков, в первую очередь, конечно, Джон Донна и последователей его школы.