«Эх, жисть тогда была малина земляничная…»: в Доме Ростовых отметили день рождения автора «Республики ШКИД»

К 115-летию Леонида Пантелеева на Поварской читали его рассказы и смотрели редкие экранизации

…Или 116? Казалось бы, дата не должна вызывать сомнений — достаточно обратиться к энциклопедиям: Алексей Иванович Еремеев родился 9 августа 1908 года. Тем не менее в автобиографической повести «Лёнька Пантелеев» писатель называет годом своего рождения 1907-й. Запутанная и авантюрная биография Пантелеева по сей день пестрит неразрешенными загадками, тайнами и противоречиями — о главных из них гостям Дома Ростовых рассказал журналист Даниил Духовской.

Вспоминали бурную юность писателя (тогда он и заработал прозвище «Ленька Пантелеев» — в честь знаменитого петроградского налетчика), учебу в ШКИДе, блокадные и фронтовые годы, дружбу с Маршаком, Фадеевым, Шварцем и другими литераторами. Отдельно обсудили весь корпус текстов, составляющих творческое наследие Пантелеева — не только повести и рассказы, но и дневники, военные очерки, заметки и зарисовки, посвященные дочери, и, конечно, литературные портреты, о которых увлекательно и остроумно поведал поэт Виктор Коллегорский.

Но главной темой вечера стал рассказ «Честное слово», по праву считающийся программным в творчестве писателя. Даниил Духовской поделился найденным в архиве «Литгазеты» читательским отзывом, где ставится под сомнение пантелеевское понимание честности («Заячья логика не в чести у советских детей»), писатель Юрий Нечипоренко говорил об авторской морали, лишенной морализаторства, а журналист Александр Братерский заметил, что саундтреком к этому рассказу могла бы стать строчка Билли Джоэла Honesty is such a lonely word.

В завершении вечера публике представили первую экранизацию «Честного слова» 1953 года, а артист Ростислав Капелюшников блистательно прочитал три рассказа Пантелеева — «Большая стирка», «Буква "Ты"» и, конечно, «Честное слово».