На вечере в Центральном доме литераторов вспоминали аварского классика
Участие в ярком празднике приняли литераторы Дагестана и Москвы, родные Расула Гамзатовича и его друзей-поэтов — и многочисленные почитатели Гамзатова. Разговор об одном из самых песенных, самых мелодичных поэтов, конечно, не мог обойтись без музыки — и музыка была серьезная: на торжества приехали Самарский духовой оркестр (под упр. Сергея Рыбина) и прекрасные вокалисты Екатерина Рыбина и Максим Маминов.
Начали с предъявления раритета: председатель АСПИР писатель Сергей Шаргунов принес на сцену книгу из библиотеки своей бабушки, писательницы Валерии Герасимовой — «Избранное» Гамзата Цадасы (1947 г), подарок автора. Рассуждая о загадке Гамзатова, Шаргунов говорил о его глубокой укорененности и в литературной, и в национальной традиции, о его иронии, достоинстве, мудрости, способности к радости сотворчества.
— Это та самая всемирная отзывчивость, без которой нет большой литературы, — подчеркнул Шаргунов.
Дочь поэта Патимат Расуловна поблагодарила АСПИР за устройство этого вечера в ЦДЛ, с которым у семьи связано множество прекрасных воспоминаний. Темпераментно и содержательно рассказали о своем понимании личности и творческого наследия поэта гамзатовед (и лауреат премии его же имени), главред «Литературного Дагестана» Мурад Ахмедов и главред еженедельника «Гумбет» Гамзат Изудинов. Стихи Гамзатова на аварском языке прочитала молодой поэт из Махачкалы Индира Зубаирова.
О дружбе своего отца, классика башкирской поэзии Мустая Карима, и Расула Гамзатовича с большим теплом рассказала Альфия Мустаевна Каримова. А сын легендарного переводчика Наума Гребнева, которого Гамзатов называл соавтором «Журавлей», — переводчик Михаил Гребнев (российские читатели обязаны ему, помимо всего прочего, знакомством с Кроликом Питером от Беатрис Поттер) прочитал прелестное эссе о мифопоэтическом образе журавлей.
Смотрели документальные кадры — выступления Гамзатова с трибун, его прогулки по родным местам, чтение подстрочников... И, конечно, слушали песни — и великих «Журавлей», и «Есть глаза у цветов» (с которых началась слава «Цветов» Стаса Намина), и «Берегите друзей» — и множество других, которые, давно уже став частью российской культурной памяти, не устарели ни в одной строке.