В рамках совместного проекта АСПИ и яснополянской Школы Критики в Доме Ростовых прошла встреча с поэтом, критиком и культуртрегером Борисом Кутенковым. В профессиональном портфолио Кутенкова три сборника стихов, должность редактора в известных газетах и журналах, несколько критических проектов, и даже один литературный мемориал. Конечно, ведущая вечера, критик Анна Нуждина, не могла не поинтересоваться тем, что называется организацией труда: как все успеть?
Кутенков полагает, что секрет в равновесии между различными типами авторского напряжения: культуртрегерство большей частью требует административного ресурса, критик же – это «вещь в себе»: много читает, много пишет. Поэту в этом вопросе проще – когда наступает некая точка кипения, следует удалиться в «широкошумные дубровы» и предаться творчеству.
Также Борис Кутенков подробно рассказал о литературно-критическом проекте «Полет разборов», где авторы не только читают свои стихи, но и получают обратную связь от профессиональных рецензентов и простых читателей. Надо сказать, вечера «Полета разборов» с успехом проходят с 2014 года, и за это время формат проекта претерпел немало изменений.
– В какой-то момент я, как говорится, сам себе стал скучен. На место веселой ажитации, желания собрать как можно больше людей – пришел ответственный, по-хорошему инерционный подход в выборе писателей и критиков.
Главным делом своей жизни Кутенков назвал антологию «Уйти. Остаться. Жить» – мемориальное издание, посвященное поэтам, безвременно ушедшим из жизни. Ошибка в редакторской работе над рукописью умершего – это ошибка сапера, – признался Кутенков, – за нее уже некому спросить, а значит она, по сути – непоправима.
И, конечно, ни один вечер «Актуальной критики» не обходится без подробного и обстоятельного обсуждения этой почтенной области литературного творчества. Говорили о пушкинском принципе поиска красот и цветаевском критерии доброжелательности, выявляли промежуточные формы критического высказывания, утверждали примат личности над текстом и, конечно, сошлись на том, что хорошей критики много не бывает.
«Книги, оставшиеся без осмысления, как бы повисают в воздухе», – заметил председатель АСПИ Сергей Шаргунов. А значит каждому полету положен свой – умный, живой и глубокий – разбор.