Денис Горелов: «Не научим детей читать - всё проиграем»

Открывшийся в Доме Ростовых на Поварской «Киноклуб АСПИ с Денисом Гореловым» обещает стать не просто лекторием, но школой веселой критической мысли.

Каждую неделю известный кинокритик Денис Горелов — пересмешник, человек нерядовой интеллектуальной отваги (а как еще против мейнстрима?) и мастер выстраивания необычных контекстов – будет представлять экранизации русской и мировой классики, предваряя их лекцией и венчая дискуссией. Уже прошли, на хорошем нерве, обсуждения романтического «Павла Корчагина» (Алов и Наумов, 1956) и авангардистского «Нового Гулливера» (Птушко, 1935). Горелов – просветитель редкого толка: от общения с ним люди делаются 1) умнее 2) ироничнее 3) свободнее — и начинают видеть то, что прежде было закрыто самодовольством.

– Экранизации, наверное, помогли бы школьникам знать если не сюжет, то хотя бы фабулу программных книг...

– Я сам из педагогического. Среди моих однокурсниц есть директор школы, лет десять назад я говорил с ней о том, что традиция «от простого к сложному» уже привела к тому, что у нас Пушкин и Гоголь в 8 классе, Достоевский в девятом, а совсем сложное — это советская литература — «Поднятая целина». На что директор сказала: «Горелов! Они все равно ничего не читают, кроме “Мастера и Маргариты”». Ценность оценок значительно упала, вопрос образования сегодня катастрофический. Может быть, случится какая-то реставрация, реакция...Но поскольку образование – это труд, а труд должен иметь механизм принуждения, если это и будет, то будет поперек воли множества родителей...

– Ближайший фильм в киноклубе АСПИ – «Сорок первый» Григория Чухрая. Должен ли зритель как-то готовиться? Нужно ли, как говорится, освежать текст?

– Ну, я бы сам книгу просмотрел, люблю Лавренева... Но дело в том, что половина фильмов того времени уже, как для иностранцев, требуют предварительной лекции. Нужно всерьез объяснять, что происходит, и акцентировать какие-то моменты, важные для сегодняшнего мало осведомленного в истории зрителя. Иначе они пройдут мимо. А в «Сорок первом» они меняют акцент картины вообще. Я показывал этот фильм в Штатах, ну, не сам, там был спикер, так вот, тамошнее незнание уже сродни здешнему. «Сорок первый» написан в 1926 году, тогда все все знали, что такое связной между Колчаком и Деникиным. Позже история гражданской войны была капитально переписана – и даже в картине Чухрая 1956 г. действия девушки Марютки мотивируются каким-то гуманистическим бешенством, ослеплением. Но сама история гораздо более драматична! Главный вопрос Гражданской войны был – соединятся ли войска Колчака и Деникина или нет. Марютке надо было валить ближнего человека – она решала вопрос античной трагедии! Книжку нужно было назвать – «Мария»! Это все требует пояснений, как и школьная программа.

– Какой тип публики вам наиболее приятен? Девушки, тихие дамы средних лет, студенты?

– Тип один – реагирующий... Я по возрастам и гендерам не делю. Всегда самое главное – это пошутить на четвертой-пятой фразе. Реагируют, ухватили? — значит, пойдет, полчаса выдерживают. Но дело в том, что на двадцать второй минуте снова нужно шутить...