На сцене АСПИ новые рукописи проходят проверку на прочность.
«Первая читка» – новый проект Ассоциации союзов писателей и издателей. Драматурги, прозаики, поэты будут представлять в Доме Ростовых свои новые — или еще недостаточно известные – произведения – на суд экспертов и публики. Как и все культурные мероприятия в Доме Ростовых, эти собрания демократичны — посетить их и высказаться может любой; не нужна даже предварительная запись.
«Первая читка» дебютировала пьесой драматурга Алексея Макейчика «Обживая бетон» (г. Логойко, Беларусь). Такой выбор — вполне в фокусе времени: о феномене белорусской драматургии в последнее время пишут много и охотно — и не только потому, что два года назад пьеса Павла Пряжко (Минск) получила «Золотую маску» в номинации «Лучший драматург», обойдя именитых соперников. О «белорусской волне» говорят так же как и о петербургской и уральской школах, белорусские пьесы, широко представленные и в столицах, и в регионах, попадают в шорт-листы не только отечественных, но и международных премий, их ценят на «Любимовке» и «Евразии». Чаще всего русскоязычная, откровенно ориентированная на российскую сцену, эта драматургия действительно обладает лица необщим выраженьем – сохраняя, с одной стороны, приверженность канонам европейского психологического театра, и с другой – интонацию особенной белорусской сдержанности при экзистенциально напряженном действии. Алексей Макейчик – драматург, отмеченный на конкурсах «Евразия», «WriteBox» и «Любимовка» – достойный голос этого движения.
«Обживая бетон» — пьеса о «неприятных тридцатилетних»: об инфантильной, пустоватой и довольно склочной паре, которая всю дорогу занимается вялыми разборками на тему «досточно ли ты меня уважаешь». Пара вместе уже пять лет, но энтузиазма сварливости удивительным образом не утратила. Это, собственно, и фабула, и сюжет: пьеса начинается и заканчивается под звук автомобильного видеорегистратора, на одной и той же ноте.
Вряд ли это портрет поколения, но безусловно – убедительный образ некоторого его среза – постхипстеров, живущих в относительном комфорте мегаполиса, страшно уважающих свои маленькие детские обидки и ни на минуту не озабоченных поисками предназначения или хотя бы большого чувства. К финалу через бетон эгоизма и душевную туповатость пробивается робкий, короткий свет подлинности, честного лирического переживания, – пробивается, чтобы снова заглохнуть. Но сигнал, тем не менее, сверкнул: герои не безнадежны. Бесспорное достоинство пьесы — в ее открытости для разных интерпретаций: апологеты «новой чувствительности» могут трактовать ее как драму преодоления детских травм, но возможно – и даже напрашивается – остросоциальное, сатирическое прочтение. Макейчик очень талантливо зафиксировал тип современного межеумочного героя, боящегося любого содержания в себе самом, – но все же героя с некоторым потенциалом человечности.
Пьесу читали на четыре голоса молодые актеры – студенты «Щуки» (Высшего театрального училища им. Щукина) — и читали очень хорошо. Обсуждение тоже вышло оживленным.
По мнению эксперта Милы Деневой, – театрального критика, заведующей литературной частью РАМТа, «90 процентов текста — о нарушенной коммуникации». В тексте нет последовательной истории, реплики героев взаимозаменяемы, не привязаны к ситуации, их можно перемещать,— эта специфика позволяет отнести пьесу к «новой драме». «Герои не проходят путь трансформации, – говорит Денева. – Они только учатся разговаривать друг с другом. Пока единственная доступная им модель коммуникации — это конфликт, причем не по серьезным мировоззренческим поводам. Но тема не имеет значения, они развивают сам навык — дать другому закончить свою мысль, просто научиться диалогу как способу коммуникации».
«Они как-то пытаются найти свое счастье, но хотят получить его снаружи. Нет ощущения, что они задают себе вопрос: а что я? что я могу дать другому?» – заметила одна из участниц обсуждения.
Однако молодые участники дискуссии оказались более снисходительными к героям и высказали готовность понять их. «Ценность в том, что каждый может идентифицировать себя с ними: у всех бывают глупые заморочки. Если об этом рассказать, то это выглядит ужасной незрелостью, но это бывает у всех», – подчеркнул один из актеров, читавших текст.
На лобовой вопрос, заданный автору: «Они будут вместе, они поженятся?», автор ответил честно: «Если сумеют друг друга полюбить».
Может быть, еще сумеют? Может быть, однажды вырастут?
Всё впереди.
«Первая читка» будет проходить еженедельно. Следите за нашими соцсетями в VK и Телеграме!
Вход свободный.