В Доме Ростовых вспоминали Андрея Петрова – знаменитого главного редактора издательства «Молодая гвардия», безвременно ушедшего из жизни год назад.
Вспоминали «тепло и радостно», — именно таким, теплым и радостным, запомнился Андрей Витальевич Петров всем, кто его знал.
Кажется, впервые за много лет ряды кресел в Зеленом зале Дома Ростовых развернули по горизонтали —- к окнам: оказалось, так вместительнее. Это был вольный, веселый «вечер без протокола»: сам Андрей Витальевич, говорили его коллеги, протоколов не любил — предпочитал импровизации. Историк, по первой профессии — школьный учитель, он пришел работать в «Молодую гвардию» в 1989 году и несколько лет спустя, в самые тяжелые для издательства времена, возглавил его.
Четвертьвековое главредство Петрова сегодня называют, без преувеличения, великой эпохой — прежде всего благодаря серии «Жизнь замечательных людей», которая под его руководством стала одним из самых ярких интеллектуальных событий нашего века. За это время в «ЖЗЛ» вышло больше книг, чем за предыдущие сто лет. Были созданы и новые интереснейшие серии («Живая история: Повседневная жизнь человечества», «Близкое прошлое» и другие). Издательство «Молодая гвардия» стало редким в Москве пространством действительной творческой свободы: идеологическая разноголосица, стилистическое и жанровое разнообразие здесь были возведены в принцип. Сам Петров, до конца жизни, по словам близких, «так и не определившийся, за белых он или за красных», ставил исключительно на талант и оригинальность.
— Андрей Витальевич был собирателем, объединителем людей, — сказал писатель Сергей Шаргунов (его книга «Валентин Катаев. В погоне за вечной весной» вышла в «Молодой гвардии»). — Первая ассоциация — человек-вихрь... В работе с авторами — широк и сердечен. Ценил яркое слово и глубокую мысль. Вспоминаю его в поездках, в длинном кожаном плаще: его улыбку, его свежесть, его натиск...
Петров умел не просто открывать новых авторов, но и увидеть неожиданный потенциал в авторах уже известных, признанный. «Маг и колдун», — коротко сформулировал Алексей Варламов, которого Петров вдохновил на создание нескольких ЖЗЛ-книг.
— Такие люди — как солнечные батареи: заряжают тебя. Если он сказал — значит, все получится. Дай бог, если один такой редактор приходится на сто писателей, — сказал писатель Павел Басинский.
Петрова вспоминали как вдохновителя, провидца, автора неординарных идей, редактора с тончайшим чувством языка... Но превыше всех этих ролей оказалась одна: «очень хороший человек». О редких человеческих качествах Петрова, о его способности «согревать людей своей душевной теплотой» так или иначе упоминали почти все выступавшие.
Он был редактором серии «Жизнь замечательных людей» — но и сам он был тем замечательным человеком, — сказал Лев Данилкин, автор младогвардейской книги «Ленин. Пантократор солнечных пылинок», получившей в 2017 году премия «Большая книга».
А собственно вечер памяти Андрея Витальевича Данилкин назвал «биографией Петрова, представленной в живых картинах». И сказал уверенно:
— Ему бы понравилось.