Возвращение мелодии

Книга Дмитрия Минченка «Исаак Дунаевский. Красный Моцарт», вышедшая в серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия», была представлена на вечере в Доме Ростовых.

Автор книги — драматург, актер и журналист. Первое издание «Красного Моцарта» вышло в 1998 году, в атмосфере, не очень-то располагающей для признания в любви к советской музыкальной классике 1930-х и тем более к Дунаевскому — одному из авторов мажорного мироощущения советских будней. Второе издание значительно расширено новым биографическим материалом, воспоминаниями близких, письмами Дунаевского. «Я хотел показать то, что прежде было закрыто», — сказал Минченок.

Обилие фактологического материала, впрочем, не мешает книге быть замечательно пристрастной, но это пристрастность влюбленного взгляда, глубоко погруженного в предмет. Максим Дунаевский так и предупредил: автор, при всей своей яркой и разнообразной одаренности, — «не биограф и не историк», и выразил надежду, что книга «будет очень читаемой», потому что ее написал «талантливый человек с большой любовью». А редактор издательства «Молодая гвардия» Мария Залесская напомнила, что книга «рождалась в недрах издательства сотворчеством нашего главного редактора Андрея Витальевича Петрова, которого мы так безвременно и трагически потеряли».

Презентация довольно быстро перешла в веселый, неформальный, очень дружеский вечер; байки разворачивались в новеллы. Минченок артистично рассказывал про шофера Автандила, тщательно скрывавшего близорукость и однажды опрокинувшего в кювет жену композитора и Любовь Орлову. Потрясенный Дунаевский не стал увольнять его, но заказал цейссовские очки, и внезапно прозревший Автандил с ужасом рассмотрел свою супругу и сбежал с 17-летней подавальщицей. Композитор Максим Дунаевский вспоминал, как отец приучал его, пятилетнего, к Гершвину, громко включая пластинку с «Порги и Бесс», рассказывал про детство на рижском взморье и крещение в голубой, небесного цвета православной церкви. По признанию Дмитрия Минченка, перед работой он каждый раз прослушивал какую-то из мелодий Дунаевского и «ждал, чем это во мне отзовется». «Он был фантастический мелодист, он не мог думать негармонично», — сказал автор.

И, разумеется, вечер с участием Максима Дунаевского не мог не завершиться у рояля в фойе Дома Ростовых. «Значит, ты пришла, моя любовь!», — подытожил Минченок ко всеобщему удовольствию, но не к расставанию. Исаак Осипович Дунаевский возвращается не только книгой. Начавшаяся в 1939 году совместная работа Михаила Булгакова и Дунаевского над мюзиклом «Рашель» (по мопассановской «Пышке») ничем не завершилась, но сохранились фрагменты музыки, есть либретто. И, вполне вероятно, звонкое имя еще появится на афишах громких премьер.