«В поэзии – пора эстрады, ее ликующий парад...»

В Музее дизайна и архитектуры УрГАХУ в Екатеринбурге прошел впечатляющий Литературный концерт в рамках Межрегиональной мастерской для молодых писателей Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Масштабный литературный концерт – непременное событие на каждой Мастерской АСПИ, можно даже сказать — ключевое мероприятие. Это вольные чтения и педагогов, и учеников: каждый читает что-то свое — стихотворение, отрывок прозы или пьесы. На одной сцене выступают признанные писатели, мастера семинаров и ведущие секций, – и их ученики, многие из которых только-только начинают входить в литературное сообщество и не всегда уверенно чувствуют себя перед публикой. Но именно единение мэтров и дебютантов в сочетании с общей атмосферой воодушевления делают эти концерты такими обаятельными, эмоционально глубокими и динамичными (к тому же именно при чтении со сцены, как тонко заметил ведущий семинара прозы, главред «Роман-газеты» Юрий Козлов, разница уровней выглядит относительной). Аплодисменты доставались всем – щедро и поровну. Да и, надо отметить, интерьеры екатеринбургского Музея архитектуры и дизайна, в котором брутальная старопромышленная эстетика остроумно разрежена хайтеком и лофтом, – как нельзя более подходящее место для диалога поколений.

Вела концерт, как обычно, зажигательная Ксения Савина — поэт-верлибрист из Санкт-Петербурга и сотрудник АСПИ; за музыкальную часть отвечала DJ Katya Iskra.

Концерт открыла руководитель семинара поэзии Нина Ягодинцева своим стихотворением «Спасительница речь», – оно и стало как будто ведущей темой вечера.

Все ничего, а позовешь — не вскинется,

Ресницами тебе не дрогнет встречь

Печальница, молитвенница, схимница,

Спасительница речь.

 Не пожалеешь — глянула бы пристальней! —

И смутный век за мимолетный взгляд.

Она стоит у жизни, как у пристани,

Где корабли горят,

Прозаик Ольга Ильинична Новикова прочитала фрагмент повести «Безумствую любя», в которой попыталась придумать — «в поисках компромисса между ахматовками и цветаевками» – общего возлюбленного, соответственно, Ахматовой и Цветаевой, – и рассказала о бурной и забавной реакции читательниц. Поэт Дмитрий Воденников назвал учеников «очень крутыми» и поблагодарил за «звук открывающейся раковины» на своих семинарах — за то особенное чувство, с которым мастер наблюдает, как ученик, сбрасывая представления «как надо», обретает свободное дыхание в стихе. А Валерий Воскобойников, известный детский писатель, рассказал о своем литературном старте — от совсем ранних, еще военной поры, записок на обоях до неожиданной для него самого победы в литературном конкурсе, где он обошел Андрея Битова, на которого «смотрел снизу вверх».

 Читали свои стихи, отрывки прозы, фрагменты пьес — впрочем, стихи, как оказалось, пишут и прозаики, и драматурги, и критики; убереглись от поэзии немногие. Стихи – все как положено: о любви, детстве, смерти, одиночестве, ожидании большого чувства, – но рядом с традиционным прорывались неожиданные эпические ноты жесткого опыта:

Как-то мы жили

в Восточной Сибири.

Тужились. Пыжились.

Позже – полегче.

Раньше – не очень.

– Точно, ли?

– Точно.

Как-то мы жили.

Зимняя сказка.

Посёлок «Восточный».

Реки молочные

застывали.

На пятачок,

на базарную площадь

круглыми льдинами

попадали.

Вечная очередь

превратилась

в минный загон,

и дежурный молочник

был осторожен,

словно сапёр:

не отвернуться,

не ошибиться.

Пусть – разговор,

лишь пустой разговор

разразится.

Взрыва не будет.

(Кирилл Радченко)

Интересны были и стихи с очевидным (и благотворным) влиянием современной классики — например, здесь слышны отголоски Сергея Гандлевского:

Это в детской твоей головы над постелью висит

Голубеющей ленты картина, метафора жизни.

Это бьётся в висках ход часов, что от века пружинист,

И кукушка на мёртвом своём языке голосит.

Бесконечному в малом так тесно, как пальцам руки

В прорезиненной дрожью старения белой перчатке.

Возвращаясь домой, как росу, собираешь зачатки

Антистатики памяти с лиц у истоков реки.

И теперь даже снег не поможет увидеть следы,

В колыбель изо льда ни один не уляжется вечер,

И в небесных кадилах тебе померещатся свечи

Вместо мелких монеток под толщей стоячей воды.

(Кристина Лобанова)

После чтений были танцы, много музыки, цвета, воздуха, объятий и признаний. Потому что русская речь, она же «великое русское слово» — она, конечно, спасительница, но не только. Она еще и устроительница судеб, и водительница великих радостей, любовей, дружб, открытий, амбиций и смирений. Все в Екатеринбурге происходило так, как и должно происходить в собрании семидесяти молодых талантливых литераторов и около двух десятков – писателей уже, как говорится, маститых, состоявшихся: дружественно, весело, свободно и шумно. Молодая русская литература, производитель новых художественных энергий, стремится к празднику, – и это желание, несомненно, надо уважать.