Вместе или порознь: как жить и выжить в литпроцессе?
Круглый стол « Молодой автор и современный литературный процесс: проблемы и решения» прошел в Центральном доме литераторов в рамках Всероссийской литературной мастерской.

«Поговорить о наболевшем» молодым писателям, участникам Мастерской, предложила Яна Сафронова – литературный критик, куратор проекта «Мир литературы».

О житейском говорили мало, главные споры, как это и принято в писательских собраниях, возникли вокруг категорий — свободы и несвободы, частного и общего: лучший способ существования в литературе — автономное плавание или причастность к сообществу?

Критик Андрей Тимофеев настаивал на необходимости быть автономным: личностный и творческий рост писателя, по его убеждению, практически не зависит от участия в литпроцессе. Поэт Савина Ксения (Санкт-Петербург), напротив, считает, что надо работать на преодоление разобщенности современного литературного сообщества. «Если литераторы хотят быть выразителями чувств многих людей, им надо обрести место в публичном пространстве. А это происходит через сближение, объединение», — сказала она.

Есть и другое пространство для единения — межпоколенческое. Критик Анна Нуждина (Саров, Нижегородская обл.) говорила о недостаточном взаимопонимании между разными поколениями литераторов. Но действительно ли возрастная дистанция мешает полноценному диалогу? Анна считает, что здесь скорее работают предубеждения и стереотипы. Старшие вменяют младшим ценностные противоречия (что не так: базовые этические представления все-таки совпадают), считают дутыми авторитетами многих значимых для молодежи деятелей (например, кураторов), настороженно относятся к «выскочкам», собирающим призы и похвалы при незначительных художественных результатах... Младшие, тоже вполне традиционно, подозревают старших в ригидности, зашоренности, неприятии новизны и эксперименторства, а также опасаются, что старшие будут навязывать свою эстетику и ценности. Чаще всего диалогу мешают эти стереотипы, — но фундаментальных расхождений между поколениями нет.

Екатерина Малофеева (Чита) рассказала о жизни молодых авторов в Забайкалье. Это было оптимистическое сообщение: инициативы начинающих часто получают региональную административную и финансовую поддержку. Совет молодых литераторов помогает определиться с грантами и направляет на семинары, городские библиотеки предоставляют площадки для мероприятий. Есть некоторая проблема с продвижением проектов, но здесь помогают интернет-платформы, главное — приобщить к ним литераторов старшего поколения.

О важности обретения дружественной литературной среды говорила поэт Мария Скуба (Тухватулина) (Москва). Она же рассказала, как меняется сегодня отношение к конкурсам и премиям для молодых литераторов. Прежде это был шаг в творческой карьере, сейчас часто случается так, что те, кто шел независимо, могут оказаться успешнее лауреатов и номинантов. Адресная поддержка от творческих союзов сейчас весомее, чем победа в конкурсе.

Нужно ли создавать объединение единомышленников, если вы живете в совсем небольшом городе, или лучше искать близких в мегаполисах? Дина Дабришюте (Псковская область) считает: да, можно и нужно объединяться и в малых городах. Конечно, сложно найти людей из союзов писателей, готовых постоянно и системно работать с каждым таким студийцем, но если создать свою группу, это поможет получить поддержку центра.

Дмитрий Лагутин (Брянск) говорил о специфике семинаров для молодых писателей. Семинары мастеров, по его мнению, ценны именно частным, а не обобщенным опытом, на них происходит передача уникальных навыков и наблюдений, на основе которых можно выстроить и свою «дорожную карту». А Константин Комаров (Екатеринбург) рассказал об опыте создания Антологии молодежной поэззии как о форме литературного образования и для участников, и для составителей. Участие в такого рода проектах, по его мнению, — необходимая ступень на пути развития молодого автора.

Споры о необходимости единого литературного пространства, конечно, продолжатся, сказала Яна Сафронова в конце беседы. Но сама Мастерская, собравшая столь разных и учеников, и наставников, уже может считаться примером такого единения, никак не посягающего на авторскую индивидуальность.

Следующий шаг АСПИ — построение качественной системы роста молодого писателя. Система включает и подростков, для которых будут проводиться литературные смены в лучших детских центрах России ( «Артек», «Океан», «Орлёнок» и другие), и молодежь в регионах, для которой уже в этом году запланированы мастерские в пяти федеральных округах (ближайшие — в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге). Единое литературное пространство — это и писательские резиденции в разных городах России, и творческие командировки для писателей, и проект культурной консолидации регионов в масштабном проекте по переводу и популяризации современной литературы народов Российской Федерации.

— Да, это звучит амбициозно, — признала Яна Сафронова. — Но ведь и «Мир литературы» ещё в июне был только амбициозным замыслом. Собрать 100 детей в «Артеке» и 170 молодых писателей в Москве — это казалось утопией... Но сегодня в мартовском номере журнала «Юность» выходят тексты этих артековских детей, их лица на обложках, а я вижу в этом зале 170 молодых писателей... Значит, все должно получиться.