Круглый стол «Молодой автор и издательство» стал одним из самых интересных мероприятий Всероссийской литературной мастерской в рамках проекта АСПИ «Мир литературы. Новое поколение», проходившего при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В большом зале ЦДЛ собрались, помимо 170 участников Мастерской, первые лица крупных московских издательств: Сергей Макаренков (генеральный директор «РИПОЛ классик»), Татьяна Соловьева (руководитель направления «Альпина. Проза»), Алексей Портнов (ведущий редактор «Редакции Елены Шубиной» АСТ), Сергей Дмитриев (главный редактор «Вече»), Анастасия Смурова («Городец», генеральный директор), Татьяна Емельянова (ЭКСМО, директор по развитию). Обсуждали вопросы, с одной стороны, общие, с другой — предельно конкретные (что, где, почём и что за это будет). Модерировала дискуссию Светлана Зорина — главный редактор журнала «Книжная индустрия». Получилась в некотором роде инструкция по выживанию дебютанта в бурных издательских волнах.
Как найти свое издательство — и общий язык с ним? Как сделать так, чтобы рукопись прочитали? Издательства вполне открыты, всегда ждут новых имен и тем, путь молодого автора в крупное издательство понятен – но совсем не безмятежен. Редакции сокращаются, уменьшается и количество редакторов, способных доводить до ума и продвигать новую рукопись, нежно пестуя молодое дарование. Начинающему автору надо запастись мужеством и долготерпением: рукопись не затеряется, но вряд ли будет прочитана быстро, книга не выйдет сразу после подписания договора, аванса, скорее всего, не будет, выплаты по роялти придут нескоро и могут оказаться совсем незначительными.. Но и дойти до договора — уже удача.
– Мы только начинаем поворачиваться к российским авторам, – признался Сергей Макаренков. – Раньше считалось, что зарубежная литература более востребована, и статистика продаж это подтверждала. Сейчас мы отстраиваем систему работы с молодыми российскими авторами, и тут имеют значение все попытки представить рукопись — от красивой, толковой презентации, подготовленной литературным агентством, до участия в питчинге. Можно идти к определенным редакторам и напрямую, но надо помнить, что им приходится читать чуть ли не по три десятка рукописей в месяц. В общем, попасть в РИПОЛ – трудно. И здесь ключевое значение имеет рекомендация.
Издатели откровенно рассказали о тонкостях заключения авторского договора. Дебютантам сразу сообщили о сегодняшнем положении дел: «Как говорится, деньги были, деньги будут, но сейчас денег нет». Поэтому заботиться о своем авторском интересе можно и нужно самому. Авансы платят нечасто, рассчитывать можно на очень будущеее время — на выплаты роялти, их диапазон – от 8 до 20 процентов (электронные версии — от 20 до 50 процентов). Издательства стараются забирать исключительные права на три-пять лет, совсем редко – на год или полгода. Часто в договорах не определяется тираж, и около половины свежезаключенных договоров — малотиражные (до 500 экземпляров), но в случае успеха случаются допечатки. С другой стороны, случаются и «индивидуальные условиях», издательства готовы гибко реагировать на перспективные замыслы, поэтому, например, в ЭКСМО действуют 70 шаблонов авторского договора.
Молодые авторы иногда подозревают, что издательства их «используют», например, допечатывая тайные тиражи, и «впадают в недоговороспособность». Издатели, в свою очередь, говорят, что обманывать дебютанта – и незачем, и неинтересно, и сложно чисто технически. Начинающим советовали избегать договоров, где обещают роялти меньше 10 процентов, а исключительные права забирают на 10 лет или предусматривают их «автоматическое продление». Еще советовали с легким сердцем отдавать права на перевод, электронные и аудиоверсии, а также на экранизацию, – за исключением, разумеется, тех случаев, когда книга обладает безусловным кинематографическим потенциалом.
Сегодня «в трендах» — сентиментальные жанры, книги по самопознанию, безопасности и комфорту: «Хочется быть в зоне комфорта, читать что-то милое». Дошел до нас и мировой тренд на сюжеты, связанные с картами таро. В моде азиатская тематика, комиксы и сюжеты по китайской мифологии, востребованы true crime и остросюжетные детективы. Мегатренд — героическое фэнтэзи. Но все это, по словам издателей, вопрос, по которому «не надо париться».
– В худлите нет и не может быть трендов, – сказал Алексей Портнов. – Нет и не может быть «запросов общества», которые вы должны учитывать. Просто забудьте эту мысль навсегда. Если вы попытаетесь описать роман «Лавр» на уровне замысла... вот представьте, что вы с такой заявкой приходите к издателю — и почувствуйте себя сумасшедшим. Но выходит «Лавр» — и становится бестселлером. Выходят пятьдесят романов в год, похожих на «Зулейху...» Яхиной или «Женщины Лазаря» Степновой, – а выстреливает один. Можно выстраивать по классическим лекалам, но вы никогда не узнаете, что выстрелит. Но если вы пытаетесь изобрести что-то новое, у вас есть шанс получить новое поле.
– Главный тренд – то, что вы хотите сказать миру, – поддержал Макаренков. – Завтра он может стать мегатрендом. Не надо подстраиваться. Когда вы станете знаменитыми, будут подстраиваться уже под вас.