В рамках программы Всероссийской литературной мастерской в Центральном доме литератора прошел круглый стол «Пути развития толстых литературных журналов».
В рамках программы Всероссийской литературной мастерской в Центральном доме литератора прошел круглый стол «Пути развития толстых литературных журналов».
Участие приняли Андрей Василевский — главред «Нового мира», Сергей Надеев — главред «Дружбы народов», Владислав Артемов — главный редактор журнала «Москва», Татьяна Соловьева — заместитель главного редактора «Юности», Сергей Куняев — заместитель главреда «Нашего современника» и два редактора из Санкт-Петербурга: Андрей Арьев — соредактор «Звезды» и главред «Авроры» Кира Грозная.
Открывая круглый стол, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей Сергей Шаргунов признался, что до сих пор смотрит на толстые журналы «с трепетом дебютанта».
– Публикация в толстом журнале — это возможность профессионального признания. Моя судьба определилась моей публикацией в Новом мире в 1999 году. Для меня и сейчас принципиально важно – предложить в толстый журнал главы из книги, я сам в этом нуждаюсь, потому что так внимательно, как в тж, не читают не в одном издательстве. Толстожурнальная критика — тоже нечто особое, глубокое, фундаментально художественнное явление...
Разговор шел в двух традиционных направлениях: отношение «толстяков» к дебютантам и проблемы выживания журналов.
Высокая конкуренция и запрос на первозданность.
По словам Киры Грозной, автор, нигде еще не печатавшийся, может быть ценен для журнала именно своей «первозданной чистотой, неограненностью». Всегда приветствует начинающих «Юность» — впрочем, исключительно дебютантской назвать ее нельзя: Татьяна Соловьева уточнила, что журнал, стараясь избегать перекоса, публикует и совсем молодых авторов, и уже состоявшихся. «Мы ждем ваши тексты всегда, мы готовы к диалогу. Это касается и прозы, и эссеистики, и нонфикшн», – напомнила Соловьева. Сергей Куняев с гордостью рассказал, что «Наш современник» с 2006 года ежегодно посвящает целый номер начинающим авторам, и перечислил имена молодых писателей, уже вошедших в литературу: Максим Васюнов, Ксения Вержбицкая, Гаврила Андросов, Елена Тулушева (через несколько часов после этой речи на закрытии Всероссийской литературной Мастерской имя Елены Тулушевой было названо среди девяти победителей, получивших возможность издать собственную книгу).
Зато Андрей Василевский прямо признал: «Новый мир» не заточен на работу с молодыми авторами: «Напечататься в «Новом мире» — непросто. Наш журнал, как правило, работает с авторами, уже имеющими литературную репутацию. Я не могу сказать: «Молодые литераторы, идите к нам!». Но обновление авторского состава все равно происходит. Бывают и грантовые программы, связанные с молодыми авторами. Новые имена появляются. Например, поэт Максим Глазун.
Сергей Надеев тоже не обещал дебютантам, никаких, по его словам, «коврижек»: «Главная проблема наших журналов — непомерно раздутый портфель. Какие бы времена не были, люди все равно пишут – и пишут хорошо. Конкуренция очень большая. Ни один журнал не напечатает вас просто так, надо иметь настойчивость. И надо понимать, куда вы посылаете текст – все журналы разные. В одном журнале не подошел – в другом оторвут с руками».
Выживание или развитие?
Если бы не государственные гранты, издания давно закрылись бы. «Новый мир» уже перешел с офсета на газетную бумагу, подорожали все материалы и технологии...
– Проблему решила бы только годичная подписка для библиотек страны, – сказал Василевский.
По убеждению Андрея Арьева, журналы могли бы зарабатывать, если бы удалось монетизировать просмотры в интернете. «Звезда», напомнил Арьев, – самый старый журнал в России. И все время своего существования, с 1924 года, он жил на деньги главных подписчиков — библиотек. Но сейчас библиотечной подписки нет, а индивидуальная – почти канула, доставка номера стоит чуть ли не дороже самого номера, если продать весь тираж — выручки не хватит, чтобы собрать и напечатать новый номер. Однако на интернет-площадках – в «Журнальном зале» и на портале «Журнальный мир» – у толстяков сотни тысяч читателей!
– Как заставить платить журналам? Никто не знает. Это должны решать те, кто интернетом распоряжается.
Участница мастерской Анисья Крохина предложила «сделать подписки, как ”Нетфликс'', как ''Кинопоиск''». Андрей Василевский возразил: русский русский литературный интернет перенасыщен хорошими бесплатными и легальными текстами. И если повесить замок и написать «заплати» — читатель просто пойдет читать бесплатное. А Кира Грозная напомнила: все издания, получающие гранты, обязаны размещать свои номера в интернете. Какие-то попытки продавать тем не менее есть: «Юность», например, выкладывает свежий номер в свободный доступ не сразу, а через несколько месяцев. «Новый мир» экспериментирует с электронной подпиской, – но, конечно, радикального влияния на финансовое состояние журнала это не оказывает.
Молодые писатели интересовались также, какие ресурсы продвижения есть у журналов. Редакторы отвечали, что все ресурсы — это участие в книжных фестивалях, выставках, продвижение через социальные сети, через культурные программы на ТВ (например, «Открытая книга» С. Шаргунова). Кира Грозная рассказала о своем опыте «раскрутки»:
– Появились какие-то коучи, креативщики, они произносили слова
«контент» и «стратегия». Пришлось их выгнать... Все-таки толстожурнальная литература – это «капсульное явление», элитарное, а не ТикТок.
Владислав Артемов считает одной из причин бедственного положения журналов общую литературную раздробленность:
– Литературное пространство в свое время было разорвано примерно как вертолетостроение — на триста частей. Сейчас надо собирать его воедино.
Однако, по убеждению Сергея Шаргунова, проблема с подпиской для библиотек — решаема. Обеспечить библиотеки по всей стране подписками на комплекты толстых журналов — дело трудное, но все-таки осуществимое.
– Толстые журналы — это национальное достояние, – сказал Шаргунов. - И мы обещаем, что подписка — будет. Над этим сейчас работает и Ассоциация союзов писателей и издателей, и другие организации.