«Актуальные критики» вновь собрались в Доме Ростовых

С киноведом Зарой Абдуллаевой обсудили самые яркие экранизации Булгакова

Продолжается новый сезон совместного проекта АСПИР и Школы критики имени В. Курбатова, посвященный наиболее значимым явлениям российского кинематографа, вопросам экранизации, формам взаимодействия кино и литературы, кинематографичности современной прозы. Каждый месяц автор телепрограммы «Индустрия кино» Анастасия Черникова встречается с историками и теоретиками кино, известными обозревателями, режиссерами и сценаристами, чтобы читать и обсуждать кино как текст.

29 февраля вместе с искусствоведом и кинокритиком Зарой Абдуллаевой гости Дома Ростовых говорили о разных стилевых и смысловых пластах романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и о том, почему каждая экранизация книги оставляет после себя ощущение некой неполноты, фрагментарности по сравнению с литературной первоосновой.

— «МиМ» — очень соблазнительный для режиссеров роман, — заметила Зара Кемаловна. — Любовную линию в нем поддерживает и углубляет обширный квазиисторический и мистико-религиозный контекст. Это целое минное поле для творческих экспериментов, сложный, многоплановый текст, дословно непереводимый на язык кинематографа.

Обсудили последнюю отечественную киноадаптацию, прихотливо выстроенный фильм Анджея Вайды «Пилат и другие», снятый по мотивам «библейских» сцен книги, киноленту сербского режиссера Александра Петровича (симбиоз «МиМ» и «Театрального романа» Булгакова), музыку к которой написал Эннио Морриконе — и другие экранизации. А под конец вечера речь зашла о том, как пройти по тонкой границе между концептуальным видением текста и его буквальным содержанием.

Фото: АСПИР