Вечер легендарного критика Ирины Роднянской в Доме Ростовых

«Актуальная критика» принимала Ирину Роднянскую

«Ирина Бенционовна человек не только удивительной глубины и понимания жизни, но и потрясающего стиля. Когда я читаю Роднянскую, я поражаюсь ее тонкости и точности. Она настоящий герой нашей литературы, легендарный человек», — сказал, открывая встречу, председатель АСПИР писатель Сергей Шаргунов.

Выразить почтение Роднянской пришли и коллеги-критики: Сергей Чупринин, Валерия Пустовая, Борис Кутенков и другие.

Ирина Бенционовна начала с истории своего становления: «Когда я стала читающим отроком, то почувствовала, что хочется поделиться впечатлениями от читаемого». Сперва она «рецензировала» стихи Некрасова для своей матери, а в восьмом классе открыла для себя Белинского («Статью о "Герое нашего времени" я прочитала до самого романа»), и с этого момента твердо решила, что станет литературным критиком.

Говорили про роли «умного» и «глупого» читателя: «Я с удовольствием читаю развлекательную литературу, но только если она действительно развлекает. Правда, есть определенная планка: даже в такой литературе нужно уметь отличать вкусное от безвкусного».

Обсудили постмодернизм и тезисы Ролана Барта: «Это мода, которая пройдет, — считает Роднянская. — Никакой «смерти автора» быть не может. Автор оставляет свой несмываемый автограф на произведении. Автор — это его стиль». А из русскоязычных постмодернистов Роднянская высоко ценит Виктора Пелевина: «На самом деле это большой писатель, совсем не "пляжный"».

Несмотря на скромное заявление о том, что она «критик в отставке», Ирина Бенционовна продолжает следить за актуальной литературой и открывать новые имена. Среди прочего она отметила стихи Григория Князева, призналась, что следит за прозой Дмитрия Данилова и историческими работами Сергея Белякова.

21 год Ирина Роднянская возглавляла отдел критики в «Новом мире», а ее общий стаж в литературе — более шестидесяти лет. Невероятная удача и истинное удовольствие — слушать живого классика литературной критики. Спасибо, Ирина Бенционовна!