В Доме Ростовых вспоминали «сибирского Чехова».
Между днем рождения и днем трагической смерти Александра Вампилова на Байкале — тридцать пять лет без двух дней. В этом году у одного из лучших драматургов XX века — двойной юбилей: 85-летие со дня рождения и 50-летие ухода.
Конечно, в Ассоциации союзов писателей и издателей не могли не почтить Вампилова — и собрали друзей Вампилова, а также писателей, литературоведов, музейщиков, драматургов. Вели вечер Даниил Духовской и Сергей Шаргунов.
Татьяна Александровна Жилкина, много лет работавшая журналистом в Сибири, потом в Москве — автор прекрасного очерка «Родился гением». Название ей нечаянно подсказал Вениамин Каверин («Он родился гением, и, если бы не ранняя гибель – взошел на вершины мировой драматургии»). С Вампиловым она училась на историко-филологическом факультете Иркутского университета, он часто бывал в доме ее матери — известной иркутской писательницы и журналистки Елены Жилкиной, опекавшей начинающих иркутских гениев ( «...из рукава которой мы все вылетели», писал о ней сам Вампилов).
Татьяна Александровна прочитала фрагмент из своего очерка — о последней встрече с драматургом, а также фрагменты вполне провидческих писем, которые молодой отец Вампилова, директор сельской школы, писал жене в роддом («Боюсь, как бы писатель не родился...»). Этот Черемховский роддом (Иркутская область), как выяснилось в ближайшие полчаса, производит писателей щедрым жестом: в нем — вот же рифма! – родился и замечательный прозаик Василий Авченко, который вышел на видеосвязь с Домом Ростовых из Владивостока, несмотря на глубокую дальневосточную ночь. Вампилов для него — важное имя, сопровождающее его с детства. Авченко напомнил и знаменитую фразу Майи Туровской о «восторженном непонимании Вампилова» (попытках привязать его к определенным драматургическим школам).
По его убеждению, ключ к пониманию Вампилова — неповторимый сплав трагического, комического и драматического в его пьесах. И возраст его ухода, кстати, – еще одна тайна...
– Чкалов, Гагарин и Вампилов ушли в 35, – напомнил Авченко. – Надо понять, что из этого следует…
Из Болгарии вышла на связь известный поэт Надежда Кондакова — председатель АСПИ Сергей Шаргунов представил ее как «свидетельницу о свидетеле». 30-летний Вампилов и вправду был свидетелем на свадьбе Надежды Кондаковой и поэта Бориса Примерова в 1968 году; сохранилась фотография из московского загса. Надежда Васильевна обстоятельно рассказала о дружбе с Вампиловым, поездках в Красную Пахру, разговорах, влюбленностях, о его дружбе с Рубцовым, а также о московской «литературной крестной» драматурга — знаменитом завлите театра им. Ермоловой и выдающемся редакторе Елене Якушкиной, письма к которой он подписывал «...ваш черемховский подкидыш». А еще — о любимом стихотворении Вампилова («Среди миров, в мерцании светил...») и любимом же его романсе на слова дельвиговской «Элегии» («Когда еще я не пил слез из чаши бытия…), неизменно вызывавшем у него слезы.
Выступили также литературовед из Иркутска Ирина Плеханова, драматург (и ведущий семинаров драматургии Литмастерских АСПИ) Полина Бабушкина. Чудесное видеописьмо прислали из иркутского Культурного центра Александра Вампилова.
Оптимистично и ярко прозвучало выступление Марины Меркуловой — исследователя творчества Вампилова, журналиста, литературоведа, организатора вампиловских онлайн-фестивалей. К 80-летию драматурга Марина Геннадьевна (в 90-е годы написавшая о нем диссертацию), решила узнать о театральной судьбе его произведений — и обнаружила, что в репертуарах российских театров идут одновременно 59 вампиловских спектаклей. Из этого знания у нее родилась «фантастическая идея собрать своего рода триптих» — цифровой архив лучших спектаклей по трем главным пьесам . Так, по итогам трех Международных онлайн-фестивалей одной пьесы Вампилова были отобраны десятки лучших версий «Старшего сына», потом – «Утиной охоты», потом – «Прошлым летом в Чулимске». В каждом сезоне фестиваля зрители в интернете ежевечерне получали новую версию одной и той же пьесы – и пьеса не только не утомляла, но, напротив, раскрывалась новыми, неожиданными смыслами. Вампилов, оказалось, поразительно современен, его любят и в классическом театре, и в экспериментальном, ставят на японском, французском и даже на языке жестов.
– Вадим Моисеевич Гаевский сказал мне: главное заблуждение – что Вампилов писал о советском времени и пространстве провинциальной жизни. Нет, он писал о человеке. Его поймут только те режиссеры, кто сумеет подняться над временем и пространством.
Марина Геннадьевна рассказала прелестную историю про маленькую (5 или 6 лет) девочку в Иркутске, которая на вопрос «Кому этот памятник?» отвечает: «Это не памятник! Это – Саша Вампилов». Вечер в Доме Ростовых (на котором о драматурге говорили с такой живой и личной радостью, словно передавали приветы с напоминаниями: «А помнишь..?») подтверждает: да, ни минуты не памятник. Но молодой и ослепительно красивый голос, неустанно напоминающий миру, что «жизнь справедлива и милосердна» и все «люди с чистым сердцем» рано или поздно будут утешены.
На фотографии А. Вампилов на свадьбе двух поэтов, 1968 г. (из личного архива Н. Кондаковой)