«Не писать самому плохих стихов», – такое требование вменяла в обязанность стихотворному критику Марина Цветаева, и мы в АСПИ с ней категорически согласны. Поэтому-то дать экспертную оценку стихам молодого поэта Павла Быкова в рамках очередной «Читки» мы пригласили автора безусловно хороших стихов – поэта, главного редактора издательства «Воймега» Александра Переверзина.
Внимательно выслушав декламацию Быкова и особенно отметив его свободную, по-хорошему артистическую манеру чтения, Переверзин перешел непосредственно к разбору. Говорили о том, как важно оставлять в поэзии пространство для интерпретации; искали (и обнаружили) в текстах Быкова «метафизический сквозняк»; вспоминали, какому событию посвящено стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре», и пришли к выводу, что это, собственно, неважно; а также выяснили, почему Юпитеру русской поэзии – Мандельштаму – позволено рифмовать «кровь» с «любовью», а Быкову (да и всем остальным) нет.
Отдельно обсудили значимость авторской интонации: «Учись естественности фразы у леса русского, братан», – процитировал Переверзин поэта Дениса Новикова и объяснил слушателям, какое влияние на читателя оказывает хорошо взятая поэтическая «нота».
Вечер получился настолько насыщенным (и стихами, и критикой, и демонстрацией приемов), что листок, взятый Быковым в начале разбора – к его концу оказался исписан полностью. Так что, может статься, Павел Быков еще вернется в Дом Ростовых со своими новыми – обновленными – стихами.