Сотвори себя сам

В Нижегородском Центре современного искусства «Арсенал» в рамках Межрегиональной литературной мастерской прошёл круглый стол «Порог вхождения в литературу. С чего и как лучше начать».

Это мероприятие можно было бы назвать «Введение в литературно-издательскую реальность». Критик Валерия Пустовая, писатель Андрей Тимофеев, прозаик и литературный блогер Ольга Брейнингер, издатель Анжела Орлова («Лимбус Пресс»),поэт Антон Азаренков и модератор встречи Алина Карпова рассказали участникам проекта АСПИ «Мастерские — молодым писателям» о том, как устроены нынешние журнальные, издательские, редакционные и маркетинговые миры.

А устроены они не сказать что очень просто. Родиться в России с душой и талантом и написать яркую вещь, заслуживающую если не денег и славы, то хотя бы аудитории, еще недостаточно. Хорошее издательство может просто проглядеть в рукописи будущий бестселлер. Уже изданную книгу могут не заметить рецензенты, а значит, она рискует не дойти до своего читателя и занять место в самом темном углу книжного магазина. Отношения с издательством/журналами/критиками могут складываться по схеме «мы выбираем, нас выбирают — как это часто не совпадает...».

– Даже у известного писателя книга может провалиться в продаже, – говорит критик Валерия Пустовая. –  Тут человеческий фактор: у издательства, например, слабая пиар-служба, критики заняты чем-то другим, или закрываются площадки для критиков. Мы на семинарах говорили о том, что критика становится все более любительской, потому что очень мало регулярных площадок.

И это при том, что литературная индустрия не просто доброжелательна к молодым — она сама активно ищет новые имена. Журналы и издательства придумывают новые каналы поиска: наблюдают за яркими участниками форумов, присматриваются к школам литературного мастерства, изучают сетевые литературные журналы, открывают блоги для обратной связи... Если в 2005 году автору в «Дружбе народов» могли сказать: читайте, учитесь, ваше время еще придет, то сейчас около половины авторского состава — молодые писатели.

Какой путь прямее — через толстые журналы, издательства, фестивали, слеты молодых литераторов или — отчего бы не взять быка за рога –  литературные премии? Любой. Чтобы заявить миру о себе , нужно найти тех, кто заинтересован в тебе. Стратегий успешного литературного старта как никогда много.

– Роль издательства поменялась и стала очень разной. У каждого издательства есть свои миссии и свои стратегии, –  говорит Анжела Орлова. – Для одного издательства важна экономия времени и ресурсов, они работают с авторами только на уровне языка и стиля. Другие уже готовы потратить несколько месяцев на работу с сюжетом и персонажами. Третьи работают через писательские курсы, семинары — они взращивают собственных авторов. Бывает еще постоянное сотрудничество редактора и автора, когда обсуждение будущей вещи начинается уже на уровне идеи.  В целом издательства  заинтересованы в сериях – их задача в том, чтобы вырастить автора для длительного сотрудничества.

Отдельно обсудили вопрос, добьется ли чего-то сегодня гордый одиночка, который считает ниже своего достоинства куда-то себя предлагать, но готов годами ждать, что «сами придут и попросят». Сошлись на том, что вряд ли: не те времена. Нужно по возможности «быть в среде» — благо для этого, где бы ты не жил, есть и Мастерские АСПИ, и форум в Липках, и множество региональных инициатив... Нужно публиковаться в журналах — именно публикации высвечивают начинающего писателя для сотрудников крупных издательств, отвечающих за поиск новых имен.

Но вместе с тем: как только писатель начинают искать рецепты конъюнктурного успеха — пробует писать текст «под редактора», «под издательство», «под критика» или «под премию», алгебра с гармонией вступают в неразрешимый конфликт: каменный цветок категорически не выходит... Даже «под читателя» писать не стоит — только под самого себя.

– Писатель –  это человек, который создает пустоту вокруг себя, чтобы в ней появился текст. Мы верим,  что это для чего-то нужно, –  сказала писатель Ольга Брейнингер.