В Нижнем Новгороде окончил работу очередной проект АСПИ – первая Межрегиональная литературная мастерская. Сразу пятьдесят молодых литераторов из всех регионов Приволжского федерального округа брали уроки мастерства у известных российских писателей.
Мастерскую закрывали под «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццолы в исполнении студентов и преподавателей Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, - танго, по общему мнению, очень соответствовало настроению участников Мастерской, прошедшей «на едином дыхании» и «на большом подъеме». Писатель Анна Матвеева заметила, что атмосфера всеобщего воодушевления оказалась настолько заразительной, что она смогла, несмотря на загруженность, завершить собственный рассказ.
Яна Сафронова, литературный критик и руководитель проектов АСПИ, тоже восхитилась атмосферой особенной энергии, в которой проходило каждое занятие. К ней присоединилась Светлана Василенко, председатель Союза российских писателей: «Когда я проходила мимо семинара Матвеевой, казалось, поднимался пар», – сказала она. Преподаватели признавались, что и сами хотели бы стать учениками на семинарах и секциях, где специфику текста объясняли в контекстах психологии, философии и искусствознания, а участники работали с максимальной самоотдачей.
Писатель и литературный блогер Ольга Брейнингер сказала, что еще пять лет назад «мастерская по блогингу казалась дерзкой мечтой» – а теперь: четыре дня подряд серьезной работы! – и пожелала ученикам «побольше перформанса». По словам издателя Анжелы Орловой, самым ценным впечатлением для нее, как для редактора и издателя, стали разговоры с участниками мастерской, которые помогли ей понять ожидания молодых авторов и трудности, с которыми они сталкиваются.
Сценарист Александра Хобс напомнила, что кинорынок сегодня особенно ждет хороших, ярких сценаристов и участники Мастерской вполне могут ими стать. А Светлана Василенко с удовольствием отметила разнообразие направлений, в которых работают начинающие литераторы: и современная притча, и «деревенская проза», и очень мощные, по ее мнению, опыты удмуртской, татарской, башкирской словесности. Василенко призвала начинающих писателей активнее открывать себя миру: посылать свои тексты в журналы и издательства — и избавляться от социофобии, свойственной не только литературным героям, но – временами – и авторам. «Впрочем, такие семинары людей расколдовывают», – сказала писательница.
Ведущие семинара поэзии Александр Переверзин и Антон Азаренков, тоже высоко оценившие таланты участников, попросили их не изменять призванию: «Обществу поэзия не особо нужна, но без поэзии общество существовать не может». Драматург Елена Исаева отметила большой потенциал участников, их стремление создавать нетривиальных героев и выводить конфликт в экзистенциальное поле. А ведущие семинаров критики Владимир Новиков и Валерия Пустовая сначала посетовали: «критиков рождается меньше, чем нужно, это краснокнижные птицы нуждаются в разведении и поддержке», но тут же выразили удовольствие составом участников: «Все с ярким оперением, сладкоголосые и разносторонние».
Со сцены преподаватели и ученики благодарили Нижний Новгород — «столицу сногсшибательных закатов», АСПИ, друга друга и русскую литературу как великую объединительную и созидающую силу. По рекомендации мастеров несколько работ будут опубликованы в специальном сборнике АСПИ, а несколько участников в следующем году поедут в Москву на Всероссийскую литературную мастерскую. Впрочем, все остальные тоже не останутся без внимания наставников. «Публиковать будем не только победителей, – предупредила Светлана Василенко, – не надейтесь!»