Молодым писателям рассказали, что продвижение начинающих – дело рук самих начинающих
На второй Межрегиональной литературной мастерской АСПИ перед участниками выступила Екатерина Шляхова, директор по маркетингу сервиса Ridero (базирующегося в Екатеринбурге).
Для начала Екатерина сделала обстоятельный и остроумный обзор всех «путей в литературу»: через издательства, через конкурсы (премиальный процесс запускает издательскую активность), через самиздатовские сайты (типа Проза. ру) и, наконец через родные ей электронные селфпабсервисы. Лекция получилась бодрая, энергичная, очень насыщенная профессиональной информацией. О «божественном глаголе» много говорили на других мероприятиях, – теперь разговор на тему «но можно рукопись продать» приятно разбавил предыдущие «беседы о прекрасном».
Екатерина объяснила, почему самиздат подходит не для всех, что значит «стать успешным писателем», немного прошлась по социологии чтения, озадачила всех вопросом, куда уходят авторы уже напечатавшиеся (из 115 тыс. наименований книг, вышедших в 2019 году, 89 тыс. принадлежали новым авторам: куда же делись не вполне новые?). Поговорили о стратегиях успеха – Екатерина рассказала историю книги Мириам Петросян «Дом, в котором...», – рукопись пролежала в столе 18 лет, прежде чем взорвать литературный мир и породить собственную субкультуру, – но тут же напомнила об «ошибке выжившего» (победители и проигравшие совершали одни и те же действия). Рассказала и о процедурах изучения новых рукописей в издательствах (оказывается, на просмотр рукописи из самотека рецензенты тратят не более 10 минут, – и это при том, что 49 процентов самотечных книг вообще не доходят до редакторов в силу откровенной нечитаемости) – и о том, почему у крепкого «середнячкового» текста больше шансов удовлетворить ожидания редакторов, чем у какого-нибудь оригинального «нового слова». Обсудили, есть ли у издательств «культурная миссия»: Шляхова считает, что нет, миссия — обеспечить зарплатой сотрудников, а владельца – прибылью (но мы с таким приземленным взглядом не согласны).
Ну и наконец перешли к селфпабсервисам. Электронные платформы самопубликаций — это технология превращения рукописи сначала в электронную, а потом в материальную, полноценную бумажную книгу с выходными данными – без копейки собственных вложений. Уже после загрузки в шаблон книгу начинает верстать «искусственный интеллект», автор выбирает шрифты, стили и обложку – хоть древнерусскую вязь, пожалуйста! – потом книжка проходит проверку на предмет всякой запрещенки (незаконные призывы, описание самоубийств и пр.) и авторского права на, к примеру, иллюстрации, – и вот после недолгих входных процедур уже книжка сияет на маркетплейсах, на более чем сотне площадок – покупай не хочу! впрочем, можно (и даже рекомендуется) на первых порах не продавать, а распространять бесплатно. Платить за бумажную книгу придется, но, возможно, не автору, а покупателю: за деньги можно заказать себе хоть один, хоть тысячу материальных экземпляров, – всю работу по подготовке и выпуску книги выполнит сервис.
Однако не все просто в этом благорастворении воздухов: первоначальную аудиторию желательно все-таки приводить свою, и это главная задача. Друзья и знакомые автора должны стать первоначальным ресурсом если не для покупки, то хотя бы для скачивания. Продвижением вашей книги Ridero будет лишь в том случае, если почувствует в ней коммерческий потенциал — тогда будут и книжные блогеры, и рецензенты и разный прочий пиар. На сервисе сейчас 108 тысяч книг, и надо доказать, что именно у вашей книги пркрасное будущее.
– Если вашу книгу не хотят бесплатно, то вряд ли захотят за деньги, –резюмирова Екатерина. – Но главный секрет успеха – формировать свою аудиторию, и тогда на вас обратит внимание издательство.
Разнообразно помогая «бесплатникам», Ridero живет за счет 28 процентов пользователей, которые заказывают платные услуги: верстку, печать, иллюстрации. Можно даже не прикасаться к клавиатуре, а наговорить историю на диктофон — из записи сделают рукопись, а из рукописи — что-то вполне читаемое в приличном твердом переплете. Из зала поступил язвительный вопрос, не собирается ли Ridero открыть «школу литературных негров», раз уж готово сделать за автора все или почти все.
Нет, такой школы не будет. Но понимать, как устроены разные стартовые площадки, какие механизмы способствуют, а какие препятствуют продвижению автора, вникать в экономические мотивации издателей – сегодня безусловно необходимо и самому трепетному художнику. Как и встречаться с людьми из реального сектора книжной индустрии – маркетологами, менеджерами, руководителями проектов, чтобы понять, какими категориями они мыслят. Влить немного холодной воды в горячие творческие ожидания – дело полезное. Кто-то разочаруется, кто-то воодушевится, – но литература от этого точно не потеряет.